• 25 июня 2020 14:02
  • 309
  • Время прочтения: 2 мин

Не сдаваться!

Не сдаваться! Фото: Магнитогорский рабочий
Признак новой реальности – различные форумы, конференции и бизнес-марафоны, которые ушли в онлайн. Не избежала этой участи и международная выставка Innoprom, которая традиционно проходит в июле в Екатеринбурге. Предваряет ее ряд весьма любопытных мероприятий, например, антикризисный онлайн-коннект для предпринимателей «Самое время», организованный Министерством инвестиций и развития Свердловской области. Хедлайнером на нем выступил известный экономист Михаил Хазин, который не устает повторять, что гегемонии нефтедоллара наступил конец, а капитализм вошел в терминальную стадию.

– Действующая финансовая система, буквально «наросшая» на реальном производственном секторе экономики и направленная на стимулирование фиктивного спроса, рушится, – отметил Михаил Хазин. – Спад на фондовых рынках приводит к сокращению стимулирования частного спроса. И тогда экономическая система очень быстро сжимается к исходному масштабу. Затем становится еще меньше, ведь в процессе расширения реальный сектор деградировал – развивалось что-то не такое нужное, но более доходное. Кажется, что ее можно поддержать; но если понимать внутренние механизмы, становится очевидным, что эта система может существовать только в условиях постоянного роста! Вертолетная раздача денег ситуацию не изменит. Это суть нынешнего кризиса.

Управляющий ГК «ИТ-АРБ Про», эксперт по стратегическому управлению Сергей Макшанов, заявил, что изменение формата или полное прекращение работы бизнеса, связанное с корона-вирусом, – это полбеды. Летом и в начале осени бизнес получит примерно три месяца передышки, а потом, весьма вероятно, его ждет вторая серия коронакризиса. А дальше в экономике начнется рецессия. Макшанов отметил, что впервые в истории 40% компа-ний существенно ограничены решениями своих государств, и представил свои списки «наиболее пострадавших» отраслей.

Что же делать? Эксперты советуют действовать не по отраслевой специфике, а по ситуации, в которой оказалась компания. Можно попытаться выжить через «анабиоз» – взять паузу, рассчитать стоимость перезапуска компании, оценить, стоит ли инвестировать в неприбыльные активности, направленные на удержание клиентов, или лучше сэкономить, а клиенты сами вернутся. Продумать диверсификацию – стоит ли инвестировать в создание нового бизнес-направления или лучше сэкономить и не рисковать, а дождаться оживления экономики. Другая стратегия – максимальный уход в онлайн, что, помимо сохранения выручки, позволит увеличить территориальный охват, а в будущем – и долю рынка. Только здесь не нужно ничего делать впопыхах – если открывать интернет-магазин, то его стоит делать как следует, «на века», чтобы клиенты не слетели с крючка, как только вернется офлайн. Ну, и так далее.

А оценить шансы на выживаемость бизнеса можно с помощью матрицы «Важность продукта – платежеспособность клиента».

Как реагируют рынки и отрасли

Приемлемый уровень генерации выручки:

  • Производители продуктов питания и товаров массового спроса
  • Фармацевтика, аптеки, производители средств гигиены
  • Маркетплейсы и интернет-магазины
  • Производители удобрений и кормов
  • Продовольственный ритейл с собственными интернет-магазинами, фабриками-кухнями и доставкой
  • Операторы и салоны связи
  • Производители и дистрибуторы контента, онлайн-сервисы
  • ИТ-сервисы, обеспечивающие дистанционную инфраструктуру и автоматизацию процессов для любых отраслей
  • Ремонт, апгрейд инженерно-технического оборудования, решений промышленной автоматизации• Сервисы доставки
  • Инфраструктурное и военное строительство
  • DIY (Do It Yourself – самодельничество) с существенным онлайн-ресурсом
  • Бухгалтерские и юридические услуги, аудит, оценка
  • Производство упаковок, этикеток, полиграфии
  • Банкинг

Существенное снижение выручки, но есть шансы быстрого восстановления:

  • Салоны красоты, парикмахерские
  • Частная медицина
  • Общепит всех категорий
  • Трансграничная логистика
  • Пассажирские перевозки
  • DIY и стройматериалы (кабели, провода, окна, двери и пр.)
  • Производство автомобилей
  • Автодилинг в Москве и Санкт-Петербурге
  • Строительство и комплектация строительства, в том числе промышленное строительство
  • Рынок образования и дополнительного обучения
  • Машиностроение
  • Рекрутинг
  • Фитнес
  • Решения по промышленной автоматизации
  • Инвестиционный бизнес

Падение и медленный возврат:

  • Ювелирные производства и розница
  • Мебельные производства и розница
  • Непродовольственная розница: книжные магазины, магазины подарков, одежды и обуви, сумок и чемоданов, бытовой техники и т.п.
  • Жилая недвижимость
  • Отрасль гостеприимства: все виды средств размещения
  • Производство и монтаж инженерно-технического оборудования всех видов для промышленных, складских, жилых объектов
  • Автодилинг в регионах
  • Продажа промышленного
  • Оборудования
  • «Необязательные услуги» (печать на одежде, чистка и т.п.)
  • Офлайн реклама
  • Ивент индустрия
  • Традиционные СМИ
  • Офисная недвижимость, особенно класс С

Сергей Савинов