• 19 июня 2020 14:50
  • 759
  • Время прочтения: 5 мин

Будущее рынка труда. Восстание машин

Будущее рынка труда. Восстание машин
Автоматизация и искусственный интеллект оказывают все большее влияние на мир в целом и на бизнес в частности. Невозможно отрицать значимость этих технологий – важно изучить их и разобраться, как меняется глобальная технологическая ситуация. Фундаментальные изменения рабочей среды в будущем стали темой исследования, которое с 2007 года проводит компания PwC вместе с различными университетами. В нем нашли отражение результаты опроса более 10 тысяч респондентов из развитых и развивающихся стран.

Пандемия коронавирусной инфекции ясно показала, что многие профессии в сложившихся условиях резко теряют свою актуальность. Однако если сейчас миру не нужны официанты, это не значит, что в них не будет необходимости по окончании пандемии. Если же смотреть на рынок труда вне зависимости от катаклизмов, но учитывая внедрение в рабочий процесс современных технологий, автоматизации и искусственного интеллекта, становится понятно, что некоторым профессиям суждено исчезнуть раз и навсегда.

Но параллельно исчезновению появляются и новые профессии, не виданные ранее. Так кто же оказывается в выигрыше в стремительно развивающемся, быстро меняющемся мире? Ответ – гибкие, легко адаптирующиеся работники, способные постигать новые горизонты, а не держаться за однажды полученную специальность. В связи с этим работодателям стоит сохранять не должности, а именно тех работников, которые смогут подстроиться под новые условия.

Будущий рынок труда формируется под влиянием четких общемировых тенденций, на которых и должны быть основаны HR-стратегии и долгосрочные планы. Выделяется пять таких тенденций – технологический прогресс, демографические сдвиги, стремительная урбанизация, перемены в глобальной экономике, а также дефицит ресурсов и перемены в климате.

Влияние цифровых технологий и ИИ

Цифровые системы применяются повсеместно, и представить мир без этих технологий невозможно. Они лежат в основе производственно-сбытовых цепочек, участвуют в процессах коммерциализации и автоматизации офисного сопровождения. Но чем больше цифровые технологии и искусственный интеллект повышают благосостояние рынка, тем больший контроль над экономикой они получают.

В связи с возрастающим значением технологий на первый план выходит то, как мы используем информационные данные и насколько глубоко в нашу жизнь проник искусственный интеллект, который на определенной стадии развития способен полноценно заменить человека на его рабочем месте. Этих стадий у ИИ выделяется три.

Первая – всем нам знакомый вспомогательный ИИ, благодаря которому автоматизируются монотонные, типовые или трудоемкие процессы. Люди и организации использует вспомогательный ИИ, чтобы быстрее и проще решать повседневные задачи.

Вторая стадия – расширенный интеллект. Он помогает сделать то, что человек самостоятельно сделать не может. Это переходная стадия, на которой человек и машина принимают решения совместно.

Третья стадия – автономный интеллект. Максимально приближенный к человеку, он принимает решения и действует самостоятельно, постоянно адаптируется к новым условиям и не нуждается в человеческой помощи. Если ИИ второй стадии лишь частично претендует на рабочие места, занятые людьми, то автономный интеллект, пока что являющийся технологией будущего, способен полноценно заменить многих работников.

Четыре сценария

От того, какую часть нашей жизни со временем займут автоматизация и ИИ, будет зависеть распределение рабочих мест и их характер. Существует четыре гипотетических сценария развития рабочей среды, четыре мира, к одному из которых человечество непременно придет к 2030 году.

Желтый мир. Человек – главная ценность. В этом мире процветает общественно полезный и социально ориентированный бизнес, а обязательным условием становится справедливое социальное обеспечение. Гильдии обеспечивают благосостояние рабочих, пенсию, предоставляя возможности обучаться, а в 2030 году – даже получать высшее образование. Большое значение придается долгу индивида перед обществом, поэтому каждый старается финансировать бренды и компании с высокими этическими принципами и безупречной репутацией. В желтом мире ничто не способно заменить человека, поэтому человеческие качества ценятся очень высоко. Но этому миру не чужды технологии – широко распространена автоматизация работы офисов на базе ИИ, а должности не сохраняются просто для того, чтобы сотрудник не лишился рабочего места.

Красный мир. Инновации – во главе угла. Настоящий антипод желтого мира. Невероятная конкуренция на рынке за внимание потребителя влечет ускоренные темпы развития инновационных технологий, которые обеспечивают для элиты неограниченный доступ к информации и рычаги влияния. Наиболее востребованными в красном мире становятся узкоспециализированные услуги, которые не способен оказать ни один искусственный интеллект. От сотрудников требуется гибкость ума и скорость реакции, которые позволяют им выигрывать конкуренцию за рабочие места, количество которых уменьшилось в разы.

Зеленый мир. Корпоративная забота. Главные вопросы, стоящие перед жителями зеленого мира, – социальная ответственность, демография, экология и климатические изменения. Именно поэтому в 2030 году все публичные компании обязаны в режиме реального времени предоставлять информацию об использовании ресурсов, придерживаться этических и экологических стандартов. Люди же работают по гибкому графику, чтобы в любое время можно было посвятить себя социально значимым проектам. Технологии помогают сохранять ресурсы планеты и минимизировать ущерб, который ей наносит человек.

Синий мир. Царство корпораций. С увеличением размеров компаний устанавливается капитализм крупных корпораций, индивидуальные потребности заслоняют идеи социальной справедливости. На первом плане выручка корпораций, а карьера в них определяет материальное положение и статус сотрудников. Каждая компания мечтает о большей выручке, для чего нужны лучшие сотрудники, поэтому корпорации вкладывают огромные деньги в развитие медицины и имплантации – это позволяет расширить человеческие возможности. Некоторые сотрудники начинают принимать стимулирующие препараты и образуют элитную касту работников со «сверхспособностями». Автоматизация также используется по максимуму, чтобы постоянно наращивать темпы и получать все больше выручки.

Цели работников и работодателей

Все четыре сценария, какими бы разными они ни были, объединены обязательным присутствием в них автоматизации и искусственного интеллекта. В связи с этим возникает главный вопрос: займут ли роботы наши рабочие места, или мы сможем трудиться с ними бок о бок?

Не подлежит никакому сомнению, что автоматизация окажет сильнейшее влияние на изменение рабочей среды: должности, профессии и целые предприятия окажутся ненужными, при этом на их месте будут создаваться новые, соответствующие эпохе. Машины будут работать всюду, где они в состоянии заменить человеческий труд. Зато работники, выполняющие задачи, которые не под силу машинам, будут на вес золота: особенно востребованными окажутся креативность, хорошее воображение, инновационность и дизайнерские способности. Даже сейчас крупнейшие предприниматели превыше всего ценят гибкость, лидерские качества и новаторство. Все остальные качества и навыки предсказать трудно, но для всех сконструированных сценариев работникам понадобится умение приспосабливаться и маневрировать.

А что станет главной целью работодателей? Правильный ответ – заполучить ценного сотрудника. Во всех четырех сценариях автоматизация повседневных задач ведет к возрастанию роли специализации и уникальных навыков. Сотрудники с востребованными навыками и квалификацией будут составлять костяк компаний, станут их человеческим капиталом, приносящим прибыль. Поиск и сохранение человеческого капитала – настоящий приоритет работодателей будущего.

Беспроигрышные шаги для бизнеса

Что бы ни готовило нам будущее, его все равно нужно планировать, осознавая при этом все возможности и угрозы. Ниже представлено четыре важных совета, которые помогут построить бизнес, успешный не только в настоящем, но и в будущем.

Во-первых, не нужно строить линейные прогнозы. Вместо этого лучше потратить больше времени и сил, но распланировать несколько вариантов развития событий и определить, какие вызовы и угрозы для рабочей среды принесет каждый из них.

Во-вторых, решения лучше принимать, исходя из целей и ценностей компании. При планировании будущего нужно четко представлять, как машины и люди будут трудиться сообща, какие ценности и приоритеты будут лежать в основе политики компании, с какими организациями вы будете совместно развивать рабочую среду. Со всем этим также должны быть ознакомлены и сотрудники.

В-третьих, используйте технологии разумно. Машины должны работать во благо, а не против людей, они должны увеличивать производительность и улучшать обслуживание клиентов, а не загрязнять атмосферу и отбирать у работников их места.

Наконец, самое главное – в эпоху автоматизации и повсеместного внедрения искусственного интеллекта делайте акцент на человеке и человечности. Определите, какие навыки есть у вашей рабочей силы сегодня и каких навыков вашей организации не будет хватать в будущем. Поощряйте в сотрудниках новаторство, творческий подход, эмпатию, гибкость и лидерские качества, боритесь за талантливых работников. Используйте новые методы работы и обучения, инновационные HR-решения, переосмыслите политику компенсаций и льгот.

Никто из ныне живущих точно не знает, каким будет мир через 10 лет. Но вполне возможно, что те или иные аспекты одного из наших четырех миров – желтого, красного, зеленого и синего – проявятся в тот или иной момент. Уже сейчас некоторые компании и сотрудники подталкивают мир к одному из обозначенных сценариев. Прямо сейчас стоит задуматься, как выглядит будущее вашего бизнеса, потому что именно те, кто планирует наперед и предпринимает решительные действия прямо сейчас, в итоге и добьются успеха.

Егор Сальнов