• 03 апреля 2019 04:00
  • 985
  • Время прочтения: 6 мин

Трансформация экспорта

Трансформация экспорта
В середине 2018 года Российский экспортный центр (РЭЦ) совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Минсельхозом, Минтрансом, экспертами и представителями бизнеса подготовили национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Его цель – решить задачу по увеличению объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров до 250 млрд долларов к 2024 году, поставленную в майском указе Президента России Владимира Путина. О первых результатах работы в рамках новой парадигмы экспортно ориентированной экономики генеральный директор Российского экспортного центра Андрей Слепнев рассказал на страницах специализированного отраслевого издания «Российский экспортер».

О роли нацпроекта

Подходы, которые использовались при разработке нового национального проекта, во многом отличались от предыдущего опыта подготовки реформ федерального масштаба. В работе над экспортной реформой приняли участие не только представители министерств и ведомств, но и основные действующие лица преобразований – предприниматели, которые рассказывали о своих проблемах и предлагали решения.

РЭЦ, который стал основной площадкой для обсуждения проекта, предложил сделать это в формате проектной мастерской. Была проведена серия мозговых штурмов, участники которых уточнили вектор реформы и детализировали задачи. Их предложения были учтены при формировании промышленной, сельскохозяйственной и продовольственной экспортной политики, а также новой повестки в сфере экспорта услуг, регулирования, финансовых и нефинансовых мер поддержки экспортеров, логистики, национальной системы продвижения и т.д.

В национальном проекте развития несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) прописаны результаты и инструменты их достижения, сделан акцент на обрабатывающей промышленности и развитии производств верхних переделов. Новые задачи потребовали корректировки существующих мер поддержки экспортеров из тех отраслей, которые вносят наибольший вклад в развитие ННЭ.

Отдельный проект, который курирует РЭЦ, – разработка системы «одного окна» на базе единой цифровой платформы, которая позволит комплексно обслуживать экспортеров на протяжении всего экспортного цикла. Взаимодействие компаний с органами власти и другими организациями, влияющими на экспортную деятельность, должно осуществляться в электронной форме.

Рекордный экспорт

2018 год оказался переломным для российского несырьевого экспорта. Его объем к концу года составил около 147 млрд долларов. Был установлен пятилетний рекорд – схожие результаты российская экономика показывала только в 2013 году (143,5 млрд долларов). Для сравнения: в 2017 году объем ННЭ составил 133,8 млрд долларов.

Положительная динамика наблюдалась по большинству видов продукции. К примеру, продовольствие и продукция лесопромышленного комплекса побили свои рекорды 2014 года, а машиностроительная отрасль приблизилась к историческому максимуму 2013 года. Основные факторы, которые привели к таким показателям, – повышение мировых цен, укрепление рубля и увеличение физических объемов несырьевой продукции для экспорта.

Отрасли с потенциалом

Наиболее готовы для увеличения экспортных поставок сегодня машиностроение, химическая промышленность, агропромышленный комплекс, металлургия и лесопромышленный комплекс.

Россия стала одним из крупнейших мировых экспортеров продовольствия, при этом потенциал АПК далек от исчерпания. По предварительным оценкам, в 2018 году он составит более 22 млрд долларов (на 3 млрд больше, чем в 2017 году), и это очередной рекорд. Основными товарными группами российского продовольственного экспорта сегодня являются зерно, рыба и морепродукты, а также растительные масла. Кроме этого, Россия в больших объемах экспортирует кондитерские изделия, маслосемена, напитки, мясо, маргарин, соусы, муку, хлопья, макаронные изделия, молочную продукцию, консервы и т.д. По зерну страна сохраняет второе место среди мировых экспортеров. Россия – лидер по экспорту крабов, кориандра и дрожжей, а также входит в первую тройку по экспорту гороха и гречки.

За последние годы развился нетрадиционный для России сегмент – производство соевого и рапсового масел. Страна занимает шестое место в мире по их экспорту. Соевое масло отправляется в Северную Африку и Китай, большая часть рапсового – в Европу. А еще Россия стала шестым экспортером в мире по экспорту маргарина и входит в десятку ведущих экспортеров фасованного чая и шоколадной продукции – поставки шоколада растут за счет Китая и стран Персидского залива.

Логистика

Для продукции АПК с короткими сроками хранения большую роль играет скорость доставки. Чтобы способствовать решению этой проблемы, РЭЦ с 2017 года активно развивает концепцию организации скоростных экспортных маршрутов с использованием железнодорожного транспорта. В 2017 году были запущены экспортные железнодорожные маршруты из Ворсино (Калужская область) в Китай (город Чэнду и порт Далянь). В 2018 году экспортные поезда в Чэнду начали отправляться из Краснодарского края, который является наиболее перспективным регионом для поставок продукции АПК, время в пути по новому маршруту составляет 14-16 дней.

Нацпроектом также предусмотрены модернизация и строительство новых пунктов пропуска через границу и снятие регуляторных барьеров при перевозках. Однако помимо логистики есть и другие направления, которые требуют участия государства. В их числе смягчение валютного законодательства, упрощение визового режима для туристов, расширение действующей системы субсидий (на продвижение, сертификацию) и др.

Сегменты с перспективой

Проект «Международная кооперация и экспорт в промышленности» рассчитан на диверсификацию поставок предприятиями наиболее развитых отраслей российской промышленности. Среди них автомобилестроение, сельскохозяйственное и железнодорожное машиностроение. На экспорт работают и компании, ведущие разработки в области цифровых технологий, – цифровизация открывает новые возможности для российского экспорта.

Кроме этого, РЭЦ рассчитывает на развитие экспорта услуг (в том числе туризма, образования, медицинских услуг), который выделен в отдельное направление нацпроекта.

Большая ставка делается и на развитие креативных индустрий. Например, экспорт российских мультфильмов влечет за собой продажу не только контента, но и большого пакета лицензионной продукции: от игрушек до одежды, аксессуаров, продуктов питания с изображениями популярных персонажей и т.д. В 2018 году подписано несколько соглашений, связанных с поддержкой на внешних рынках российских производителей мультфильмов – студий «Рики» и Wizart. Еще один проект, получивший поддержку РЭЦ, – строительство международного кластера по производству компьютерной графики с дислокацией в России и Сербии.

За поддержкой

Выполняя агентскую функцию Правительства РФ, РЭЦ реализует ряд специальных программ поддержки экспорта, в рамках которых бизнес может получить компенсацию части затрат на транспортировку своей продукции, сертификацию, патентование, участие в международных выставках и деловых миссиях. Росэксимбанк, входящий в группу РЭЦ, обеспечивает кредитно-гарантийную поддержку бизнеса (акцент в кредитной линейке сделан на финансирование иностранного покупателя напрямую или через банк страны-импортера). Страхованием кредитов в группе РЭЦ занимается агентство ЭКСАР, которое страхует риски внешнеторговой деятельности, обеспечивая защиту экспортеров и их клиентов от потерь по экспортному контракту. По итогам девяти месяцев 2018 года услуги оказаны 8970 экспортерам, большая часть из них – представители малого и среднего бизнеса.

Одним из самых эффективных инструментов для продвижения экспортеров являются бизнес-миссии, которые позволяют найти партнеров на других рынках. В 2018 году РЭЦ организовал десять деловых поездок в перспективные страны – Монголию, Вьетнам, Марокко, Индию, Китай, Узбекистан и др. Хорошие результаты показал новый формат продвижения продукции Russian Gastro Week, сочетающий в себе элементы ярмарок-выставок и бизнес-миссий. За два года проведено десять таких мероприятий. Сумма контрактов, подписанных по их итогам, составила около 1 млрд рублей.

Следующий проект, который реализуется совместно с Минсельхозом России, – организация шоурумов за рубежом. Сейчас работают три павильона – в Китае, Вьетнаме, ОАЭ, где представлена продукция примерно сотни экспортеров. В планах на 2019 год – открытие четвертого павильона (скорее всего, в Индии).

Не менее важным условием продвижения на внешних рынках является присутствие на виртуальных торговых площадках. С 2018 года РЭЦ активно строит сеть павильонов российских компаний на популярных маркетплейсах, ориентируясь, прежде всего, на китайские электронные площадки Tmall, JD, 1688. Китайские потребители исторически относятся к России и российской продукции с большой симпатией. В Китае, а также в Индии и Узбекистане в 2018 году открылись новые торговые представительства, которые позволят на местах решать проблемы и отвечать на запросы экспортеров, а также знакомить деловое сообщество стран с российскими компаниями и продуктовой линейкой РЭЦ.

Хорошие результаты показывает программа РЭЦ по продвижению продукции под национальным брендом Made in Russia и система добровольной сертификации «Сделано в России». 

Эта программа призвана помочь лучшим российским производителям выйти на зарубежные рынки и гарантировать безопасность маркированной продукции. Сертификацию прошли 197 компаний, которые получили документы на 550 товарных позиций.

Крупные, и не только

Российский экспортный центр участвует в крупных и масштабных проектах. Из реализованных – сделка Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций ЭКСАР (входит в группу РЭЦ) по поддержке экспортно ориентированного проекта «Ямал СПГ» была признана лучшей сделкой 2016 года, по версии Euromoney Trade Finance. Тогда ЭКСАР предоставило Сбербанку и Газпромбанку страховое покрытие кредита в размере 3,6 млрд евро на 15 лет, выделенного для ОАО «Ямал СПГ».

В том же году был реализован проект поставки самолетов Sukhoi Superjet 100 первому европейскому заказчику – ирландской авиакомпании CityJet, которая приобрела в лизинг 15 воздушных судов с опционом еще на 16 самолетов. Совокупная стоимость сделки, включая опцион и услуги по обслуживанию самолетов, превысила 1 млрд долларов. ЭКСАР предоставило страховое покрытие кредита, выделенного CityJet для приобретения самолетов.

В 2017 году Росэксимбанк, входящий в группу РЭЦ, и банк ВТБ открыли кредитную линию для обеспечения поставок группы компаний «Уралхим» минеральных удобрений за рубеж. Кредит в размере 150 млн долларов сроком до полутора лет был предоставлен под страховое покрытие агентства ЭКСАР. В 2018 году по такому принципу была открыта и застрахована кредитная линия узбекским банкам АКБ «Асака» и АКБ «Узпромстройбанк» на сумму 140 млн евро. Эти деньги предназначены для проекта строительства Ташкентского металлургического завода, в котором задействованы российские компании.

При этом РЭЦ не только ориентируется на крупные проекты, но и все больше внимания уделяет малому и среднему бизнесу, которому сегодня адресована основная доля продуктов. Именно МСП в ближайшие годы должно стать флагманом российского экспорта и ключевым поставщиком ННЭ верхних переделов. Для того чтобы вовлечь компании в экспортную деятельность, РЭЦ активно выходит в регионы и разрабатывает адресные программы, которые помогают предпринимателям найти точку входа в международный бизнес. В соответствии с планами развертывания сети к 2021 году мерами поддержки экспорта будут охвачены все 85 субъектов России.

Вместе с Минпромторгом, Минэкономразвития и ВЭБ.РФ разрабатывается единая система продвижения экспорта, которая предусматривает глобальную интеграцию имеющихся инструментов поддержки и продвижения – речь идет о Центрах поддержки экспорта в регионах, торговых представительствах России и представительствах ВЭБ.РФ за рубежом.

Где нас ждут

РЭЦ планирует развернуть программу продвижения более чем в 100 зарубежных странах. Собственное присутствие РЭЦ будет обеспечено по принципу «узловой» структуры в 52 странах, а также в 58 городах мира – центрах наиболее высокой деловой активности. В 2019 году стартует первый этап, который включает в себя запуск работы точек присутствия в 17 странах, представляющих крупные региональные экономики. Ключевые «узлы» расположены в Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индия, КНР, Сингапур), в Азии и Ближневосточном регионе (Турция, Иран, ОАЭ), в Европе (Италия, Франция, ФРГ, Финляндия) и в Африке (Египет и ЮАР). К приоритетам в странах СНГ относятся Азербайджан, Беларусь, Казахстан и Узбекистан. На втором этапе развертывания сети планируется открытие «узловых» точек присутствия в Латинской Америке, а также новых точек в Азии, Европе, СНГ, Африке. Основанием для выбора приоритетных регионов служат как макроэкономические факторы и торговые показатели, так и политические риски.

---------------------------------------------------------------
Реклама

Мультфильмы любят взрослые и конечно же дети. Современные мультфильмы поражают своей реалистичностью, яркостью красок, оригинальными сюжетами. Предлагаем вам скачать мультфильм "Монстры на каникулах 3", который выпущен в 2018 году здесь http://vkinoteatre.com/1457-monstry-na-kanikulah-3-more-zovet-2018-skachat.html. Скачивай и смотри в хорошем качестве!