• 28 декабря 2020 16:35
  • 3 309
  • Время прочтения: 12 мин

Бизнес 2020-2021: новые тренды и стартапы

Бизнес 2020-2021: новые тренды и стартапы
Безусловно, большинство изменений в бизнесе в 2020 году связано с коронавирусными ограничениями. Пандемия нанесла серьезный удар по целому ряду отраслей, прежде всего, по сфере туризма и киноиндустрии. В то же время она породила новые направления в бизнесе и ускорила развитие высокотехнологичных решений в сфере обслуживания и межличностного взаимодействия.

Индивидуальные защитные средства

Прямым следствием пандемии стало повсеместное производство масок, перчаток, санитайзеров и бесконтактных термометров. В Европе оно набрало обороты еще в феврале, в России – начиная с марта, но продолжает развиваться и сегодня, привлекая все больше новых компаний. Например, если говорить о защитных масках, то на их изготовление переключились не только ателье, но и кожевенные мастерские, и крупные производства. Средства защиты органов дыхания появились в ассортименте большинства розничных сетей, онлайн-магазинов и даже элитных бутиков. К примеру, маски премиумкласса были представлены на Мадридской неделе моды в сентябре. А ранее новый повседневный аксессуар уже презентовали на модных показах в Шанхае и Париже, использовали в своих коллекциях Ким Кардашьян и крупнейшие фэшн-лейблы, такие как Armani Group, Prada и Burberry.

Информационные технологии

Следующим крупным направлением, успешно развивающимся в 2020 году, стали цифровые решения в целом и различные сервисы для удаленной работы и развлечений в частности. Так, приложение для видео- и аудиоконференцсвязи Zoom в марте 2020 года впервые вошло в топ-10 по числу скачиваний в российском AppStore, а позднее переместилось и на первую строчку. Наряду с ростом популярности уже существующих программ, стали появляться и новые проекты. Например, одним из востребованных форматов работы стали VRконференции – в этом случае речь идет об использовании очков виртуальной реальности, что должно обеспечивать максимальный эффект присутствия во время проведения деловых встреч и совещаний. Среди интересных проектов также можно отметить онлайн-туры по торговым центрам (с возможностью покупки), облачное видеонаблюдение с функциями контроля масочного режима и температуры тела.

Специализированные маркетплейсы

Рынок онлайн-торговли и до пандемии был одним из самых быстрорастущих в России. А с начала 2020 года режим самоизоляции привел в online, по разным оценкам, от 7 до 10 миллионов покупателей. Одновременно с общим ростом интернет-продаж открывается все больше маркетплейсов. В 2020 году тенденция сместилась от глобальных торговых площадок, таких как eBay, Alibaba или «Яндекс.Маркет», в сторону открытия нишевых платформ: товары для спорта от Boardriders, продуктовый маркетплейс от ГК «Дымов», площадка для реализации крупногабаритных товаров сегмента от «Обувь России». Свой проект, предлагающий товары от местных производителей, этим летом также стартовал в Удмуртской Республике – UDM.MARKET.

Товары с доставкой

Большое развитие получила и сфера доставки. Так, спрос на сервис «Самокат» (г. Москва и Санкт-Петербург) вырос за период с мая по июнь в 3,5 раза. А общий рост рынка доставки за 2020 год в России оценивается в 47%. При этом в роли курьеров начали активнее применять роботов. Так, начиная с февраля, роботов-доставщиков стали задействовать в Ухане, Китай. В июле доставку медикаментов беспилотными автомобилями опробовала компания CVC Pharmacy в Техасе, США. Аналогичный проект в России сейчас тестируется «Яндексом», на сегодня услуга доступна в районе делового квартала «Белая площадь» Москвы и казанском Иннополисе.

1/2
2/2

Соблюдай дистанцию!

Запрет на проведение многолюдных мероприятий и необходимость соблюдать дистанцию породили целый ряд новых проектов. От изготовления информирующих плакатов и наклеек до выпуска электронных браслетов, предназначенных для работы на крупных производственных объектах и подающих сигнал при приближении к другому человеку на расстояние ближе 1,5 метра.

Водные и автокинотеатры

В 2020 году в России сразу несколько крупных киносетей включили в перечень деятельности автокинотеатры. Если для США кинозалы на парковке – это достаточно стандартное развлечение, то в России подобный формат до сих пор практически не использовался. Первые автокинотеатры в Москве открылись в начале июня. Основная борьба за аудиторию здесь развернулась между «Каро» и «Объединенной сетью» («Формула кино», «Синема парк» и «Кино Окко»).

Более экстравагантное решение соблюдения дистанции – плавучие кинотеатры. Данный вариант в силу сложности реализации также стал активно внедряться только с началом пандемии. Так, в Париже в июле начал работу «Cinema sur l’Eau». Кинозалом послужила река Сена, а в качестве зрительных мест использовались 38 лодок с электромоторами плюс дополнительно 150 шезлонгов на набережной. В Лондоне аналогичный кинотеатр заработал в сентябре, цена аренды эколодки здесь составляла 159 евро. Похожий проект в этом году стартовал и в Казани, причем даже чуть раньше – 12 июня. Билеты на сеансы предлагалось приобретать в дополнение к аренде катера или катамарана.

Еда и спорт под куполом

Еще одним нововведением, направленным на дистанцирование, стало производство и активное внедрение различных вариантов перегородок. Социальные разграничители сегодня устанавливаются в кассовых зонах магазинов, в кафе, офисах и учебных заведениях. При этом перегородка не всегда воспринимается как инородный объект. Например, в культурном центре Mediamatic в Амстердаме предлагают пообедать в «теплицах». Другое стильное решение интерьера было реализовано в патио отеля Westin Bayshore в Ванкувере – прозрачные полусферы над столиками. Аналогичный дизайн был использован и студией lmnts в Торонто, только уже для проведения занятий по йоге.

1/3
2/3
3/3

Бесконтактные покупки

Технология NFC сегодня доступна даже в бюджетных моделях смартфонов, теперь не только оплата наличными, но и банковской картой неожиданно перешла в разряд устаревших способов. Например, расплатиться за проезд, просто приложив телефон к кассовому аппарату, возможно в общественном транспорте Ижевска. Однако даже эта новая технология не обеспечивает абсолютно бесконтактного взаимодействия при офлайн-торговле.

Минимизировать количество касаний в процессе покупки должны магазины самообслуживания нового формата – без продавцов и менеджеров торгового зала. Для приобретения товара требуется скачать специальное приложение, привязать к нему карту для оплаты и электронную почту для получения чека. Набранные товары отслеживаются системой видеонаблюдения, а списание средств выполняется в автоматическом режиме при преодолении турникета. В России полностью бесконтактный отдел открылся в одном из московских супермаркетов сети «Азбука вкуса». Похожие проекты в тестовом режиме также запустили «Пятерочка», «О КЕЙ» и «ВкусВилл».

Другое решение, активно внедряемое крупными сетями, – это установка торговых точек, ориентированных только на жителей конкретного дома. На первом этаже устанавливается витрина-холодильник, покупку в которой можно совершить с помощью QR-кода. Кроме того, в продажу поступили кофейные автоматы, которые предполагают возможность приобретения напитка с телефона без нажатия кнопок на самом торговом аппарате.

Многообразие представленных технологичных решений появилось не на пустом месте, впечатляющему размаху «антикоронавирусных» проектов предшествовали научные разработки либо единичные успешные примеры внедрения. Поэтому большинство из представленных бизнес-идей будут актуальны и в наступающем 2021 году. Индивидуальное обслуживание, online-покупки и товары с доставкой, автономный транспорт, удаленная форма работы и развлечений – это глобальные мировые тренды XXI века, Covid лишь подтолкнул компании к их более активному развитию.

Дмитрий Горбунов