– Михаил Петрович, участвуя в конкурсе на должность главы города Ижевска, вы получили неожиданно высокий
результат. Сами на такое рассчитывали?
– Неожиданностью было даже то, что я вышел в финал. Вообще, мне многие говорили, что не представляют, как можно
решиться на такой рискованный шаг в одиночку, без какой-либо партийной или клановой поддержки. А я просто подал заявку. И
началась «движуха», которая очень скоро превратилась в сильную, развивающую меня ситуацию. Многие друзья поддержали
меня на самом старте, причем даже те, что давно уехали из Ижевска, но не потеряли связи с городом и готовы ему помогать. К
кому-то из них я обратился за консультацией. И мне начали сбрасывать информацию, как та или иная проблема решается в других
городах и странах. Сразу стало понятно, что энергетику, необходимую для развития города, можно найти не только в нем самом.
Есть очень красивые решения, даже в тех случаях, когда успешный выход из ситуации кажется фантастикой. Но в действительности
ничего фантастического в человеческую голову не приходит – только то, что реально можно сделать, если хватит энергии,
времени, терпения и прочего. Надо только приложить немного воли, уверенности, амбиций, а главное – не бояться. Ижевск,
как и вся Удмуртия, почему-то все время боится презентовать себя вовне, представлять свою уникальность. И зря, потому что
потенциал у нас огромный.
– В чем вы видите плюсы от конкурса? Для себя, конечно.
– Мне удалось озвучить свои идеи. Надеюсь, что они были услышаны теми, от кого зависит принятие решений. По крайней
мере, я обрел сторонников, и встречные предложения уже пошли. Понятно, что реализовать их будет непросто, но городу в любом
случае нужна стратегия, которая позволит развивать человеческий потенциал и капитализировать его на своей территории. Сейчас
этой стратегии нет, и у нас не то что на 50, на 5 лет вперед мало кто думает.
– Даже если такая стратегия появится, для ее реализации нужны ресурсы. А про них не скажешь, что они просматриваются.
– Я много лет занимаюсь проектной работой и прекрасно понимаю, что ресурсы не лежат «в тумбочке» и
не ждут вас. Они появляются во время движения. Как только начинаешь двигаться, находятся ресурсы, которых без этого никогда
не увидишь. Еще не было ситуации, чтобы двигающийся человек вдруг оказывался в безресурсном пространстве. А когда город приходит
в движение, он становится интересным стране. Появляются федеральные целевые средства. Люди начинают мыслить в логике предпринимательства,
открывать производства. Люди – это мощнейший ресурс, значение которого мы не до конца понимаем. Человеческий фактор
– сильная штука, которая может развивать территории. Человек изначально предрасположен к творчеству. А в Ижевске все
просто пронизано креативностью, и так было всегда. Есть масса примеров того, как Ижевск выдавал России и миру образцы креативного
подхода. И это та база, на которой можно развивать и аккумулировать человеческий потенциал и перенаправлять его на преобразование
города. Дальше простая логика – как только начнет меняться городская среда, изменится направление человеческих потоков
– люди будут стремиться не уехать отсюда, а приехать сюда. Меняем человека – человек меняет город. В измененном
городе еще больше возможностей изменить человека, привлечь других людей, которые сделают следующий шаг. Я называю это «гуманитарной
цепной реакцией».
– Была уже попытка включить этот ресурс – в истории с «Ассоциацией развития города «АРГО».
Как-то она не задалась.
– Скажу больше, таких попыток было несколько. В начале 2000-х мы создали Ижевский экспертный клуб, который занимался,
в том числе, проектом «Культурная столица Поволжья» и программой Совета Европы «Интеркультурные города»
в Ижевске. В 2004 году мы провели очень содержательную стратегическую игру «Гуманитарные перспективы города: принципы
образовательной и кадровой политики». Достаточно сильные эксперты работали как из Ижевска, так и из других регионов.
Многие идеи, о которых я сегодня говорю, они оттуда. Просто время тогда не пришло. Когда слишком быстро идешь, играешь «на
опережение», ситуация не всегда успевает созреть. А в случае с проектом «АРГО» была сделана слишком большая
ставка на административный ресурс. Как только власть поменялась, движение остановилось.
– Получается, процесс не самоподдерживаемый?
– Есть такие процессы, которым надо придать разгонный импульс, а потом появляется инерция развития. Перевести ситуацию
в развитие, а затем придать инерцию – задача не простая, но решаемая. За 2-3 года с ней можно справиться.
– Кто же должен активизировать этот человеческий ресурс, если ни у власти, ни у экспертного сообщества,
ни вместе, ни по отдельности это не получается?
– Я считаю, что это задача сферы образования и подготовки кадров. Правильно построенная образовательно-кадровая
система – от школ и учреждений дополнительного образования до вузов и корпоративных тренинговых центров – может
стать ключевым ресурсом для преобразований. Проблема в том, что в своем сегодняшнем состоянии эта система не ресурс, а тормоз.
То, чему и как учат сейчас, – это не про нас и не для нас, а для предыдущих поколений. Мы, деятели образования, очень
похожи на генералов, которые, как известно, всегда готовятся к прошедшей войне. Самое любопытное, дети в школах понимают,
что их учат тому, что никогда в жизни не пригодится, поэтому только делают вид, что учатся. У такой системы нет ни потенциала,
ни перспективы.
– Как превратить сферу образования в ресурс для развития?
– Есть несколько замыслов, которые можно реализовать в Ижевске. Каждый из них решает вроде бы свою проблему, но,
так или иначе, меняет облик образования в целом. Проект, которым я в настоящее время занимаюсь, в случае успешной реализации
может вывести Ижевск во флагманы, а российское образование – в лидеры на мировом пространстве. Это будет рывок, но кто
в России не любит рывки?!
– Уже появилась интрига. В чем суть проекта?
– Сначала опишу проблему. У нас много детей, которые учатся во вторую смену (в Ижевске примерно 10 тыс. из 70 тыс.
школьников). А Владимир Путин сказал, что к 2025 году второй смены в России быть не должно. Чтобы решить вопрос, в Ижевске
надо построить 10 школ и потратить на это 10 млрд рублей. Своих денег у нас нет. А из федерального бюджета будут давать по
1 млрд в год на всю республику. Соответственно, на строительство этих школ уйдет в самом лучшем случае 10-12 лет. При этом
у нас сейчас 17% школ находятся в предаварийном состоянии, и за это время они придут в негодность. А если еще и количество
детей будет расти, то проблема не решаема в принципе. Но это только если мыслить в традиционной парадигме, то есть человеко-местами,
а не уровнем образования, которое дети должны получить. Весь мир отказывается от этого подхода.
Нам не нужно строить 10 школ с 1-го по 11-й класс. Надо построить одну, состоящую из 5 зданий, равномерно распределенных
по районам, в которых будут обучаться по очно-заочной форме все старшеклассники города. Сами здания должны быть спроектированы,
например, по принципу пространства для коворкинга. Это не привычная школа, не классы, не учитель у доски. Ребята смогут работать
группами, заниматься самостоятельно, вместе слушать онлайн-лекции. У каждого свой тьютор, который поможет подобрать индивидуальную
программу обучения. Старшеклассники будут находиться в правильной среде, где все сверстники, без малышей под ногами. Возникнет
серьезная взрослая атмосфера. Появятся большие возможности для индивидуального выбора – когда в параллели 200-300 человек,
вы можете предлагать не 2-3, а десятки разных курсов, и группы в любом случае наберутся. Каждый из пяти филиалов этой школы-комплекса
должен работать в сетевом взаимодействии со всеми организациями, которые занимаются образованием, подготовкой кадров, развитием
людей на вверенных, «закрепленных» территориях. Юноши и девушки, которые учатся в такой школе, смогут одновременно
использовать все сетевые ресурсы.
Цена этого проекта – 5 млрд рублей, срок реализации – 4-5 лет.
– В мире идет цифровая революция. Она дает огромные возможности для создания индивидуального продукта,
а если говорить современным языком, – кастомизации. Ваш проект на это и направлен. Но как же без унификации? Будут ли
знания выпускников этой школы соответствовать федеральным стандартам?
– Если вы говорите о стандартах для старшеклассников, на которые будут переведены все школы с 1 сентября 2020 года,
то я их не просто читал – я из тех, кто их разрабатывал. Уверяю вас, там написаны правильные вещи. И они как раз про
кастомизацию – ориентированность на заказ каждого конкретного школьника и его семьи, про активизацию, про выход за рамки
школы, про дистанционные формы обучения, про институт тьюторов. Самое интересное, что проигнорировать новые требования и изобразить,
что вы на них перешли, как это произошло с новыми стандартами для начальной и подростковой школы, уже не получится. Хотя бы
потому, что нельзя просто взять и назначить обычного педагога тьютором – его нужно готовить несколько лет. И поскольку
перемены в облике образования неизбежны, есть смысл подумать о том, как сделать его действительно инновационным. Тем более
что модель уже частично отработана. В небольшом городе Муравленко в Ямало-Ненецком автономном округе 10 лет назад построили
новый многопрофильный лицей и объединили в нем всех старшеклассников города. Я был экспертом по этому проекту, много раз приезжал
к ним, общался с педагогами, родителями и директорами всех школ. И могу сказать, что идея доказала свою эффективность. Старшая
школа начала задавать требования подростковой, а та – начальной. И вместе они стали поднимать свой уровень качества.
– Вы думали о том, как представить свою идею в Министерстве просвещения РФ?
– У нас был предварительный разговор, правда, еще в Министерстве образования и науки РФ. Нас поддержали. Если мы
реализуем проект в формате государственно-частного партнерства, то нет сомнений, что на федеральном уровне ему будет дан зеленый
свет. И такие возможности есть – многие застройщики Ижевска очень заинтересованы в том, чтобы корпуса этой школы появились
в строящихся ими новых микрорайонах. Они готовы выделить земельные участки и профинансировать проектные работы.
– Другие города могут опередить Ижевск?
– Могут, потому что идеи никогда не появляются в одной голове. Поэтому Ижевск должен первым создать сетевую старшую
школу с единым подходом и единой педагогической логикой. И это будет революция в образовании, опыт которой можно будет масштабировать
и продвигать дальше в российские регионы по модели франчайзинга.
– Город к этому готов?
– Проработкой проекта мы занимаемся на протяжении года. Потенциал для его реализации есть. Теперь важно заручиться
политической поддержкой на уровне руководства республики. И многое зависит от будущего главы Ижевска, его доброй воли. Если
город реализует этот проект, он автоматически станет интересен стране.
– А вы готовы продолжить участие в конкурсе на выбор главы города?
– Я не исключаю такой возможности.
|