Селдон
2018

Михаил Черемных: Когда город начинает движение, он становится интересен стране

Чтобы реализовать прорывную идею, не стоит ждать, пока накопится критическая масса необходимых для этого ресурсов. Они сами проявят себя, когда начнется движение. Это правило, которым руководствуется директор АМОУ «Гуманитарный лицей» Михаил Черемных.



– Михаил Петрович, участвуя в конкурсе на должность главы города Ижевска, вы получили неожиданно высокий результат. Сами на такое рассчитывали?

– Неожиданностью было даже то, что я вышел в финал. Вообще, мне многие говорили, что не представляют, как можно решиться на такой рискованный шаг в одиночку, без какой-либо партийной или клановой поддержки. А я просто подал заявку. И началась «движуха», которая очень скоро превратилась в сильную, развивающую меня ситуацию. Многие друзья поддержали меня на самом старте, причем даже те, что давно уехали из Ижевска, но не потеряли связи с городом и готовы ему помогать. К кому-то из них я обратился за консультацией. И мне начали сбрасывать информацию, как та или иная проблема решается в других городах и странах. Сразу стало понятно, что энергетику, необходимую для развития города, можно найти не только в нем самом.

Есть очень красивые решения, даже в тех случаях, когда успешный выход из ситуации кажется фантастикой. Но в действительности ничего фантастического в человеческую голову не приходит – только то, что реально можно сделать, если хватит энергии, времени, терпения и прочего. Надо только приложить немного воли, уверенности, амбиций, а главное – не бояться. Ижевск, как и вся Удмуртия, почему-то все время боится презентовать себя вовне, представлять свою уникальность. И зря, потому что потенциал у нас огромный.

– В чем вы видите плюсы от конкурса? Для себя, конечно.

– Мне удалось озвучить свои идеи. Надеюсь, что они были услышаны теми, от кого зависит принятие решений. По крайней мере, я обрел сторонников, и встречные предложения уже пошли. Понятно, что реализовать их будет непросто, но городу в любом случае нужна стратегия, которая позволит развивать человеческий потенциал и капитализировать его на своей территории. Сейчас этой стратегии нет, и у нас не то что на 50, на 5 лет вперед мало кто думает.

– Даже если такая стратегия появится, для ее реализации нужны ресурсы. А про них не скажешь, что они просматриваются.

– Я много лет занимаюсь проектной работой и прекрасно понимаю, что ресурсы не лежат «в тумбочке» и не ждут вас. Они появляются во время движения. Как только начинаешь двигаться, находятся ресурсы, которых без этого никогда не увидишь. Еще не было ситуации, чтобы двигающийся человек вдруг оказывался в безресурсном пространстве. А когда город приходит в движение, он становится интересным стране. Появляются федеральные целевые средства. Люди начинают мыслить в логике предпринимательства, открывать производства. Люди – это мощнейший ресурс, значение которого мы не до конца понимаем. Человеческий фактор – сильная штука, которая может развивать территории. Человек изначально предрасположен к творчеству. А в Ижевске все просто пронизано креативностью, и так было всегда. Есть масса примеров того, как Ижевск выдавал России и миру образцы креативного подхода. И это та база, на которой можно развивать и аккумулировать человеческий потенциал и перенаправлять его на преобразование города. Дальше простая логика – как только начнет меняться городская среда, изменится направление человеческих потоков – люди будут стремиться не уехать отсюда, а приехать сюда. Меняем человека – человек меняет город. В измененном городе еще больше возможностей изменить человека, привлечь других людей, которые сделают следующий шаг. Я называю это «гуманитарной цепной реакцией».

– Была уже попытка включить этот ресурс – в истории с «Ассоциацией развития города «АРГО». Как-то она не задалась.

– Скажу больше, таких попыток было несколько. В начале 2000-х мы создали Ижевский экспертный клуб, который занимался, в том числе, проектом «Культурная столица Поволжья» и программой Совета Европы «Интеркультурные города» в Ижевске. В 2004 году мы провели очень содержательную стратегическую игру «Гуманитарные перспективы города: принципы образовательной и кадровой политики». Достаточно сильные эксперты работали как из Ижевска, так и из других регионов. Многие идеи, о которых я сегодня говорю, они оттуда. Просто время тогда не пришло. Когда слишком быстро идешь, играешь «на опережение», ситуация не всегда успевает созреть. А в случае с проектом «АРГО» была сделана слишком большая ставка на административный ресурс. Как только власть поменялась, движение остановилось.

– Получается, процесс не самоподдерживаемый?

– Есть такие процессы, которым надо придать разгонный импульс, а потом появляется инерция развития. Перевести ситуацию в развитие, а затем придать инерцию – задача не простая, но решаемая. За 2-3 года с ней можно справиться.

– Кто же должен активизировать этот человеческий ресурс, если ни у власти, ни у экспертного сообщества, ни вместе, ни по отдельности это не получается?

– Я считаю, что это задача сферы образования и подготовки кадров. Правильно построенная образовательно-кадровая система – от школ и учреждений дополнительного образования до вузов и корпоративных тренинговых центров – может стать ключевым ресурсом для преобразований. Проблема в том, что в своем сегодняшнем состоянии эта система не ресурс, а тормоз. То, чему и как учат сейчас, – это не про нас и не для нас, а для предыдущих поколений. Мы, деятели образования, очень похожи на генералов, которые, как известно, всегда готовятся к прошедшей войне. Самое любопытное, дети в школах понимают, что их учат тому, что никогда в жизни не пригодится, поэтому только делают вид, что учатся. У такой системы нет ни потенциала, ни перспективы.

– Как превратить сферу образования в ресурс для развития?

– Есть несколько замыслов, которые можно реализовать в Ижевске. Каждый из них решает вроде бы свою проблему, но, так или иначе, меняет облик образования в целом. Проект, которым я в настоящее время занимаюсь, в случае успешной реализации может вывести Ижевск во флагманы, а российское образование – в лидеры на мировом пространстве. Это будет рывок, но кто в России не любит рывки?!

– Уже появилась интрига. В чем суть проекта?

– Сначала опишу проблему. У нас много детей, которые учатся во вторую смену (в Ижевске примерно 10 тыс. из 70 тыс. школьников). А Владимир Путин сказал, что к 2025 году второй смены в России быть не должно. Чтобы решить вопрос, в Ижевске надо построить 10 школ и потратить на это 10 млрд рублей. Своих денег у нас нет. А из федерального бюджета будут давать по 1 млрд в год на всю республику. Соответственно, на строительство этих школ уйдет в самом лучшем случае 10-12 лет. При этом у нас сейчас 17% школ находятся в предаварийном состоянии, и за это время они придут в негодность. А если еще и количество детей будет расти, то проблема не решаема в принципе. Но это только если мыслить в традиционной парадигме, то есть человеко-местами, а не уровнем образования, которое дети должны получить. Весь мир отказывается от этого подхода.

Нам не нужно строить 10 школ с 1-го по 11-й класс. Надо построить одну, состоящую из 5 зданий, равномерно распределенных по районам, в которых будут обучаться по очно-заочной форме все старшеклассники города. Сами здания должны быть спроектированы, например, по принципу пространства для коворкинга. Это не привычная школа, не классы, не учитель у доски. Ребята смогут работать группами, заниматься самостоятельно, вместе слушать онлайн-лекции. У каждого свой тьютор, который поможет подобрать индивидуальную программу обучения. Старшеклассники будут находиться в правильной среде, где все сверстники, без малышей под ногами. Возникнет серьезная взрослая атмосфера. Появятся большие возможности для индивидуального выбора – когда в параллели 200-300 человек, вы можете предлагать не 2-3, а десятки разных курсов, и группы в любом случае наберутся. Каждый из пяти филиалов этой школы-комплекса должен работать в сетевом взаимодействии со всеми организациями, которые занимаются образованием, подготовкой кадров, развитием людей на вверенных, «закрепленных» территориях. Юноши и девушки, которые учатся в такой школе, смогут одновременно использовать все сетевые ресурсы.

Цена этого проекта – 5 млрд рублей, срок реализации – 4-5 лет.

– В мире идет цифровая революция. Она дает огромные возможности для создания индивидуального продукта, а если говорить современным языком, – кастомизации. Ваш проект на это и направлен. Но как же без унификации? Будут ли знания выпускников этой школы соответствовать федеральным стандартам?

– Если вы говорите о стандартах для старшеклассников, на которые будут переведены все школы с 1 сентября 2020 года, то я их не просто читал – я из тех, кто их разрабатывал. Уверяю вас, там написаны правильные вещи. И они как раз про кастомизацию – ориентированность на заказ каждого конкретного школьника и его семьи, про активизацию, про выход за рамки школы, про дистанционные формы обучения, про институт тьюторов. Самое интересное, что проигнорировать новые требования и изобразить, что вы на них перешли, как это произошло с новыми стандартами для начальной и подростковой школы, уже не получится. Хотя бы потому, что нельзя просто взять и назначить обычного педагога тьютором – его нужно готовить несколько лет. И поскольку перемены в облике образования неизбежны, есть смысл подумать о том, как сделать его действительно инновационным. Тем более что модель уже частично отработана. В небольшом городе Муравленко в Ямало-Ненецком автономном округе 10 лет назад построили новый многопрофильный лицей и объединили в нем всех старшеклассников города. Я был экспертом по этому проекту, много раз приезжал к ним, общался с педагогами, родителями и директорами всех школ. И могу сказать, что идея доказала свою эффективность. Старшая школа начала задавать требования подростковой, а та – начальной. И вместе они стали поднимать свой уровень качества.

– Вы думали о том, как представить свою идею в Министерстве просвещения РФ?

– У нас был предварительный разговор, правда, еще в Министерстве образования и науки РФ. Нас поддержали. Если мы реализуем проект в формате государственно-частного партнерства, то нет сомнений, что на федеральном уровне ему будет дан зеленый свет. И такие возможности есть – многие застройщики Ижевска очень заинтересованы в том, чтобы корпуса этой школы появились в строящихся ими новых микрорайонах. Они готовы выделить земельные участки и профинансировать проектные работы.

– Другие города могут опередить Ижевск?

– Могут, потому что идеи никогда не появляются в одной голове. Поэтому Ижевск должен первым создать сетевую старшую школу с единым подходом и единой педагогической логикой. И это будет революция в образовании, опыт которой можно будет масштабировать и продвигать дальше в российские регионы по модели франчайзинга.

– Город к этому готов?

– Проработкой проекта мы занимаемся на протяжении года. Потенциал для его реализации есть. Теперь важно заручиться политической поддержкой на уровне руководства республики. И многое зависит от будущего главы Ижевска, его доброй воли. Если город реализует этот проект, он автоматически станет интересен стране.

– А вы готовы продолжить участие в конкурсе на выбор главы города?
 
– Я не исключаю такой возможности.

Сергей Савинов

Удмуртспиртпром. Вместе – к общей цели>>>


Комментировать




Андрей Фефилов: "Для наших клиентов мы намного больше, чем просто поставщик питания"

...

Бахруз Гумбатов: "Я хочу сделать округ «Союзный» лучшим в городе"

...

Евгений Сибиряков: "Все достижения ООО "УАТ" – это заслуга исключительно всего коллектива"

...

Михаил Черемных: "Не зубрить, а мыслить – по такому принципу строится образовательный процесс в Гуманитарном лицее "

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"