2017

Газомоторное топливо – эффективность очевидна

В число приоритетных направлений в области энергосбережения, развиваемых на территории Удмуртии, входит перевод транспорта на газомоторное топливо (ГМТ) и строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Соответствующим проектам уделяется особое внимание, а качество проработки позволяет заявлять их в статусе участников Всероссийского конкурса реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ENES. Мы обсудили перспективы использования газомоторного топлива в республике с ведущими в этой сфере экспертами.

Александр Макаров, главный специалист-эксперт Министерства промышленности и торговли УР:

– Развитие рынка газомоторного топлива – одна из приоритетных задач республики. На сегодня в Удмуртии действует подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива в УР» Государственной программы УР «Энергоэффективность и развитие энергетики в УР». В ее рамках со стороны государства предоставляются субсидии на софинансирование затрат по закупке общественного транспорта и транспорта ЖКХ, использующего компримированный газ, а также на строительство объектов газозаправочной инфраструктуры.

Размер субсидии на один автобус составляет до 3,1 млн рублей, на технику ЖКХ – 4,3 млн рублей. Условиями для получения субсидий являются использование в качестве топлива компримированного природного газа (метана), а также происхождение техники – она должна быть произведена на территории государств – участников Единого экономического пространства и не ранее 2014 года. При этом все автобусы категории М длиной свыше 12 метров должны быть оборудованы средствами для перевозки лиц с ограниченными возможностями.

За период действия программы объем финансирования из бюджета Удмуртской Республики составил 45,2 млн руб. (36,7 млн руб. в 2014 году, 8,5 млн руб. в 2016 году). Из федерального бюджета – 134,2 млн руб. (92,4 млн руб. в 2014 году и 41,8 млн руб. в 2015 году). В 2017 году запланированный объем финансирования из местного бюджета составляет 7,7 млн руб. Стоит отметить, что субсидирование осуществляется только при наличии в консолидированном бюджете ассигнований на соответствующий финансовый год.

Альберт Ахметшин, генеральный директор АО «Удмуртавтотранс»:

– Наше предприятие активно внедряет экологически чистые технологии, улучшающие городскую среду. Мы первыми в регионе приступили к реализации программы по переходу на газомоторное топливо. В нашем распоряжении 295 автобусов, обеспечивающих пассажирские перевозки, из них 121 использует ГМТ. В планах – перевести весь автопарк на использование компримированного газа.

Среди положительных сторон ГМТ следует отметить, в первую очередь, экологичность. В России выбросы вредных веществ с отработавшими автомобильными газами составляют более 40% от общего объема вредных выбросов в атмосферу. По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, величина экологического ущерба, наносимого транспортным комплексом, составляет 1,5% валового национального продукта. При использовании газа в качестве моторного топлива выбросы в атмосферу угарного газа снижаются в 5-10 раз по сравнению с бензиновым двигателем, окислов азота – в 1,5-2 раза, углеводородов – в 2-3 раза. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от одного автобуса, работающего на жидком нефтяном топливе, составляют порядка 1,45 тонны в год. При переводе одного автобуса на КПГ выбросы сократятся на 0,8 тонны.

Второй плюс – это экономия. Ежемесячные затраты на нефтяное топливо в расчете на один автобус составляют в среднем 39 тыс. руб. При переводе автобуса на метан экономия составит в среднем 12 тыс. руб., а ежегодная – достигнет 144 тыс. руб. Помимо этого, вследствие снижения затрат на моторное топливо и повышения рентабельности бюджет региона получит дополнительные налоговые поступления.

Немаловажны и технические эффекты использования ГМТ: периодичность смены масла уменьшается в 1,5-2 раза, а его эксплуатационный расход – на 15-20%. Ресурс двигателя повышается в среднем на 35%. Срок службы свечей зажигания увеличивается на 40%. Исключается детонация двигателя (из-за высокого октанового числа метана). В результате сокращаются затраты на содержание и ремонт транспортных средств.

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются предприятия при переходе на ГМТ, – это неразвитая сеть АГНКС в регионе, что существенно тормозит развитие. Для частичного решения проблемы мы были вынуждены приобрести две мобильные АГНКС (передвижные автогазозаправщики). Но полностью вопрос они не снимают, в связи с чем дальнейшее расширение газомоторного парка затруднительно. Аналогичная проблема стоит и перед другими организациями, работающими на этом направлении. Есть проблема и с отсутствием сертифицированных сервисных центров для облуживания газовой техники. Мы решаем ее собственными силами – штат предприятия укомплектован обученным персоналом, ответственным за эксплуатацию техники, работающей на ГМТ.

Алик Гадельгареев, генеральный директор ООО «Мобиль-газ»:

– Наша организация существует с 2002 года. Основным направлением деятельности в настоящее время является реализация компримированного газа. На балансе нашей организации одна АГНКС. В связи с увеличившимся спросом на ГМТ станция оказалась загруженной на 100%, поэтому в 2016 году мы приступили к ее реконструкции. Сегодня станция уже готова к эксплуатации, ее производительность увеличилась в два раза.

С учетом тенденции стремительного роста спроса на ГМТ нами была разработана стратегия развития сети АГНКС в Удмуртской Республике, а также подготовлен инвестиционный проект по строительству станций на период с 2015 по 2018 год. В рамках проекта, помимо реконструкции существующей станции, запланированы строительство и ввод в эксплуатацию трех новых станций в Глазове, Можге и Воткинске. Кроме того, намечено создание баз и площадок для перевода и обслуживания автотранспорта, работающего на КПГ. На базах крупных транспортных предприятий будем организовывать участки по ремонту газобаллонного оборудования, пункты аккумулирования и сброса газа, посты дегазации баллонов. Также будет проводиться обучение персонала. Планируемый объем инвестиций составляет 225 млн руб., половину которого предполагается привлечь за счет кредитных и лизинговых ресурсов. Срок окупаемости проекта от 8 до 12 лет.

При реализации проекта используются меры государственной поддержки. Среди них – предоставление земельных участков в аренду для строительства АГНКС без проведения торгов (как проектам, соответствующим целям и задачам, определенным в документах стратегического планирования Удмуртской Республики). Также с 2016 года АНО «Агентство по энергосбережению УР» за счет средств на энергосбережение проводит льготное финансирование нашего проекта в размере 15 млн руб.

Павел Берлинский, директор АНО «Агентство по энергосбережению УР»:

– Одним из направлений нашей деятельности является продвижение и реализация подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива в УР». Наша организация осуществляет льготное финансирование приоритетных проектов за счет средств на энергосбережение.

Начиная с 2016 года, в рамках программы выделено 25 млн руб. на строительство АГНКС в Удмуртской Республике, из них 15 млн получило ООО «Мобиль-газ», а 10 млн – ООО «Партнер-газ», которое реализовало проект по строительству АГНКС производительностью 750 куб. м в час в Глазове. Этот объект полностью покрывает потребность в компримированном газе предприятий и частного сектора города, основным потребителем является АО «Удмуртавтотранс».

Правительство республики не собирается останавливаться на достигнутом и планирует продолжать поддерживать предпринимателей, развивающих это направление. В соответствии с программой доля общественного автомобильного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб в городах и населенных пунктах с численностью населения более 300 тыс. чел., использующих в качестве моторного топлива природный газ, должна достигнуть 33,3%. Крупные пассажироперевозчики (АО «ИПОПАТ», АО «Удмурт-автотранс») ежегодно планируют приобретать до 80 автобусов.

Что же касается заправок, то до 2020 года на территории республики планируется ввести в эксплуатацию 9 АГНКС, что позволит увеличить объем реализации ГМТ на 67,5%.

Реализацией проектов по строительству АГНКС в Удмуртии также занимается ООО «Газпром газомоторное топливо». Компания подписала с Правительством УР соглашение о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива, в соответствии с которым стороны проведут комплекс мероприятий по использованию метана в качестве моторного топлива на пассажирском транспорте, коммунальной, сельскохозяйственной и иной технике. С этой целью правительство республики создаст автопарк автобусов и автомобилей, работающих на природном газе, а ООО «Газпром газомоторное топливо» обеспечит строительство объектов газозаправочной инфраструктуры. На сегодня эта организация ввела в эксплуатацию заправочную станцию проектной мощностью 6,7 млн куб. м в год в Воткинске. Планируется строительство аналогичных станций в Можге и Глазове.

Удмуртия ежегодно расходует на приобретение бензина и дизельного топлива порядка 22 млрд руб. В случае перевода всего автопарка республики на использование ГМТ экономия может составить около 50%. Это приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции и, соответственно, повышению ее конкурентоспособности. При таком комплексном подходе будут высвобождаться средства бюджета республики, которые могут быть направлены на развитие региона.

Более подробно с деятельностью в области энергосбережения на территории Удмуртии можно ознакомиться на регио-нальном портале «Энергетика. Энергосбережение. Инвестиции»: energosber18.ru.

Сергей Савинов

Укрощение русской зимы. Климатотехника от ИЭМЗ «Купол» – победа над холодом>>>


Комментировать




Екатерина Шумкова: «Присоединение ВТБ24 к ВТБ позволит объединить лучшие практики двух банков»

...

Андрей Безруков: "Сейчас мы имеем дело с «больной империей»"

...

Олег Гринько: «Я меняюcь, и страна начинает меняться с меня»

...

Тамара Казанская: "Под запрет на продажу могут попасть около 70% земельных участков в Удмуртии"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"