2017

Франчайзинг «под ключ»

В российской предпринимательской среде за Ижевском закрепился статус «столицы франшиз». Эксперты в области франчайзинга отмечают, что активность в этом направлении у нас выше, чем в других регионах. Волна популярности бизнеса по готовым рецептам пришла в город несколько лет назад, но поскольку была инициирована популистскими методами, на пике продержалась недолго. Тем не менее главное было сделано – появилось пространство для развития компетенций, что стало притягивать специалистов в эту сферу. Сегодня они значительно продвинулись в профессиональном плане, востребованы в разных точках страны и консультируют предпринимателей, которые испытывают потребность в такой форме делового партнерства. Дмитрий Радионов из тех, кто работает на рынке франчайзинга на экспертном уровне.

– Близкое знакомство с темой франчайзинга началось для меня с изучения ее как эффективного метода развития бизнеса в британском университете Шеффилд Халлам. Поработав в одной из английских компаний, я решил реализовать собственный проект – открыл в Симферополе бизнес по производству печатей и штампов и созданию ЭЦП. Методом проб, ошибок и бессонных ночей мы сделали бизнес-модель, которая оказалась эффективной, позволила занять серьезную долю рынка в Крыму и масштабировать бизнес в других регионах России и странах СНГ. Она вызвала интерес у предпринимателей с аналогичными потребностями, которые начали обращаться к нам за опытом. Достаточно быстро мы пришли к тому, что занялись франчайзинговой деятельностью уже профессионально.

– Созданная вами «Гильдия франчайзинга» работает по принципу франчайзингового брокера. В чем специфика такого бизнеса?

– В отношении нашей компании этот термин не совсем точен, поскольку охватывает лишь часть того, что мы предлагаем. В обычном понимании франчайзинговый брокер – это организация, которая берет на себя функции продвижения и реализации франшиз. Проще говоря, она их продает. Но мы занимаемся не только продажей, а оказываем полный спектр услуг, связанных с франчайзингом.

– В чем, помимо помощи в продажах, может испытывать потребность предприниматель, решивший этим заняться?

– Деятельность франчайзера (владельца прав на франшизу) можно разделить на четыре категории (или стадии). Успешную модель бизнеса, которая может быть масштабирована, в первую очередь нужно упаковать. Если мы строим бренд, для франшизы критически важна внешняя упаковка. Она, как обертка у конфеты, – мы еще не знаем, какова конфета на вкус, но принимаем решение о покупке, исходя из того, что видим, слышим, чувствуем еще как-либо. Внешняя упаковка («обертка») – это то, с помощью чего бизнес контактирует с внешним миром: логотип, название, сайт, уникальное торговое предложение и т.д. Чтобы человек захотел иметь такую же вывеску, как у вашего бизнеса, внешняя оболочка бизнеса должна иметь товарный вид. То есть предложение должно выглядеть желанным.

Технически важный этап – внутренняя упаковка. На этой стадии прорабатывается содержание франшизного пакета, то есть производственная часть бизнес-процессов. Пакет должен содержать все, что нужно франчайзи (приобретателю) для воссоздания бизнес-модели в своем городе: инструкции, пособия, регламенты, стандарты, расчеты, неочевидные нюансы, кейсы с позитивным и негативным опытом, материалы, исходники и т.д., и т.п.

Собственно продвижение и реализация франшизы – это третий этап. Он начинается с определения целевой аудитории. Причем важно найти именно тех, кого франчайзер видит в своем бизнесе. Много проблем возникает тогда, когда франшизу продают людям, которые к ней совершенно не готовы. Нельзя просто взять и продать франшизу. Нужно понимать, что тот, кто ее купил, теперь вместе с вами, вы несете перед ним определенные обязательства и ответственны за него. Этот этап самый сложный, так как с продажами, в принципе, у многих сложности. Мы же гарантируем подбор партнеров и продажи.

Четвертое – это управление франчайзинговой сетью, чем некоторые напрасно пренебрегают. Ваша задача, если, конечно, подобрали нужных людей, чтобы у них все получилось, а бренд рос и продвигался по заданной стратегии. Франшиза не статичный продукт, который формируется один раз и в таком виде продается, пока есть спрос. Это динамично меняющийся бизнес-пакет, который эволюционирует вслед за новациями в маркетинге, изменениями в поведении конкурентов, а также за счет обратной связи со всеми франчайзи, опыт которых анализируется, а выводы транслируются на всю сеть. Человек, который хочет быстро масштабировать бизнес, привлечь дополнительные инвестиции и реинвестировать эти средства в развитие собственной компании и при этом делает все правильно, может стать на голову выше конкурентов, его уже будет не догнать.

– На каком этапе готовый продукт передается франчайзеру?


– Мы занимаемся всем с нуля – от упаковки бизнеса и приведения в товарный вид до продвижения и продажи франшиз. В нашей команде есть профессиональные упаковщики и маркетологи, которые работали над большим количеством успешных проектов, в том числе ижевских. Мы сотрудничаем с топовыми дизайнерами, которые слышат то, что нужно, и сразу попадают в точку. И мы знаем, кому и как нужно продавать конкретную франшизу. Мы обучаем непосредственному управлению франчайзинговой сетью, чтобы вы не допустили ошибок, повторив печальный опыт некоторых некогда нагремевших проектов из Ижевска. У нас сформирована методичка, как это делать грамотно, чтобы не было никаких проблем и все были довольны. Естественно, все советы носят рекомендательный характер. Мы не можем указывать партнеру, как ему выстраивать свой бизнес. В то же время, если у человека складывается жесткое представление о том, как должно быть, и он считает, что это правильно, более того, учит нас делать нашу работу, мы, скорее всего, не возьмемся за проект, потому что всем будет тяжело. Я считаю, что человечество пришло к современному состоянию благодаря разделению труда, поэтому каждый должен заниматься своим делом, тем, что у него получается лучше всего.

– Какие трудности и проблемы, с которыми сталкиваются франчайзеры, можно назвать типичными?

– Нам часто задают вопросы о «подводных камнях». Для Ижевска, например, первое время было характерным слабое управление франчайзинговой сетью. За формой не было содержания. Из-за этого само понятие франчайзинга оказалось дискредитированным.

Следующий просчет – неправильное определение целевой аудитории и использование устаревших методов продвижения. Руководитель может считать, что эффективнее лично встретиться с «холодным» покупателем, игнорируя самые необычные и креативные ныне возможности, с помощью которых можно привлечь уже «горячих» – тех, кто действительно нуждается в этом продукте.

Еще одна распространенная ошибка, и не только во франчайзинге, – многие предприниматели не ведут сбор и анализ обратной связи, не понимая, что таким способом можно получить ценную информацию, которая приведет к неочевидным умозаключениям – вы думаете о своих клиентах одно, а они оказываются совсем другими. Обратная связь – это эффективный инструмент работы даже в тех случаях, когда был получен отказ. Это обязательно нужно анализировать! Помните, нет неудач, есть опыт. Более того, наличие обратной связи может способствовать принятию решения в вашу пользу – покупать, как известно, хочется у сильных клиентоориентированных продавцов, а не «втюхивателей».

– Насколько сильна сегодня конкуренция на рынке франчайзинга, и как правильно выбрать того, кто действительно поможет масштабировать бизнес?

– Конкуренция присутствует. Качество и стоимость услуг могут не соответствовать друг другу. Поэтому при выборе я советую ориентироваться на результат, на отзывы о компании и специалистах, на условия договора, а также стоящие за проектами личности, их репутацию. Мы, например, даем гарантию – если не выполним обязательства, то выплатим неустойку. Идем на это спокойно, потому что если взялись, значит, все проанализировали и уверены, что тема перспективна. Причем деньги не всегда являются решающим фактором. Бывает не столько прибыльно, сколько интересно, но прибыльно должно быть всегда. С некоторыми предпринимателями интересно поработать, поучиться друг у друга и за счет синергии сделать наши компании эффективнее.
Франшиза – это динамично меняющийся бизнес-пакет, который эволюционирует вслед за новациями в маркетинге, изменениями в поведении конкурентов, а также за счет обратной связи со всеми франчайзи, опыт которых анализируется, а выводы транслируются на всю сеть.

Михаил Хомич, постоянный представитель Главы УР при Президенте РФ – заместитель Председателя Правительства УР:

– В Удмуртии есть отличные предприниматели. Причем именно в сфере франчайзинга. Тут и Константин Сунцов, и Андрей Гейко, и Дмитрий Радионов; в работе и другие франшизы. Наша задача сделать так, чтобы максимально продвинуть наших предпринимателей. Помочь им «захватить» российский (и не только) рынок. Для этого мы и проводим такие мероприятия, как форум «Бизнес-успех», где Федор Овчинников очень много дал по теме франшиз. Дальше будем придерживаться такого же курса.

Николай Коротков, региональный менеджер «Внешэкономбанка»:

– Франчайзинг можно назвать «бизнесом на острие». Это одна из самых продвинутых моделей развития и распространения бизнеса. Чтобы заниматься франшизами, требуются развитые навыки и компетенции, хорошая команда, экономический интеллект. Удмуртия занимает устойчивые, твердые позиции на этом направлении, в республике есть необходимые компетенции и рабочие команды федерального уровня. Дмитрий Радионов и его «Гильдия» из их числа. Здорово, что ребята занимаются этим и делают все профессионально.

Константин Сунцов, владелец группы компаний BeauTeam («Прядки в порядке»):

– Франчайзинг – это эффективный и достаточно быстрый путь построения и масштабирования бизнеса при условии использования грамотных подходов к управлению франчайзинговой сетью. Франчайзи получают работающую бизнес-модель, отлаженные контакты с поставщиками и производителями оборудования и материалов, консультационную поддержку. В то же время предусмотреть все сразу практически невозможно, и переход на модель франчайзинга требует напряженной и слаженной команды, по крайней мере, в период становления. Заимствовать что-то полезное можно у любого успешного бизнеса, поэтому если есть возможность использовать такой опыт, ее не стоит упускать.


Сергей Савинов

Гордость республики – ООО «Фундер-Ува»>>>


Комментировать




Екатерина Шумкова: «Присоединение ВТБ24 к ВТБ позволит объединить лучшие практики двух банков»

...

Андрей Безруков: "Сейчас мы имеем дело с «больной империей»"

...

Олег Гринько: «Я меняюcь, и страна начинает меняться с меня»

...

Тамара Казанская: "Под запрет на продажу могут попасть около 70% земельных участков в Удмуртии"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"