Фонд развития предпринимательства
2016

Госэкспертиза переходит на электронную форму

С 1 сентября 2016 года Главгосэкспертиза России, а с 1 января 2017 года все региональные экспертные организации в обязательном порядке переводятся на оказание услуг в электронном виде. Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объектам, финансирование которых осуществляется с привлечением бюджетных средств, будут приниматься на государственную экспертизу только в электронной форме. Исключение сделано лишь для случаев, когда документы содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ. Со временем этот подход будет распространен на все проекты, которым требуется прохождение экспертизы.
АУ «Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики УР» полностью готово к работе в новых условиях.
Светлана Семенова, руководитель АУ «Управление госэкспертизы»
Светлана Семенова, руководитель АУ «Управление госэкспертизы»
В русле государственной политики

Переход к электронной форме взаимодействия осуществляется в рамках Концепции развития механизмов предоставления государственных услуг и Концепции региональной информатизации, которые были утверждены Правительством РФ в 2013 и 2014 годах соответственно.

Возможность получения услуг в области проведения государственной экспертизы в электронном виде, в том числе с использованием ИС «Единый портал государственных услуг», впервые была оговорена в изменениях в «Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», которые вступили в силу в марте 2012 года. Необходимость обеспечения этой возможности для заявителей законодательно закрепили в 2014 году. Разработка требований к формату предоставляемых электронных документов была возложена на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, которое утвердило их своим приказом в ноябре того же года.

С целью отработки технологии был определен переходный период, в течение которого система должна работать в режиме пилотных проектов, – в 2016 году этот период заканчивается.

Механика процесса

С порядком взаимодействия при проведении госэкспертизы проектов в электронной форме можно ознакомиться на официальном сайте Главгосэкспертизы России – gge.ru, где представлена вся необходимая информация.

Процесс организован следующим образом. Проектировщик по контракту с заказчиком разрабатывает проектную документацию и заносит результаты инженерных изысканий в электронном виде. Штамп-рамки листов, титульные листы, а также сканированные документы исходных данных должны быть удостоверены усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью исполнителей и руководителя.

Файлы договора на проведение госэкспертизы и приложений к нему (либо уведомление об оставлении документов без рассмотрения) уполномоченный орган также направляет в личный кабинет заявителя. Договор также подписывается усиленной ЭЦП.

В дальнейшем через личный кабинет заявитель получает замечания, выявленные в ходе экспертизы проектной документации, и, в свою очередь, направляет откорректированную документацию. По завершении экспертизы формируется заключение в электронном виде, которое также подписывается экспертами усиленными ЭЦП. Вместе с электронной версией заключения учреждение может подготовить и бумажную.

Конечный вариант документации со всеми изменениями остается в электронном архиве учреждения. Это нововведение позволит оперативно обращаться к проекту в ходе строительства либо эксплуатации объекта. Редактирование и удаление документов в электронном архиве не допускается.

Новые возможности

По мнению начальника Главгосэкспертизы России Игоря Манылова, новый порядок, помимо повышения эффективности работы, позволит сформировать адекватные условия для использования проектной документации повторного применения и дальнейшего развития этого института.

Такая возможность появилась после принятия Федерального закона № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», который вступает в силу 1 сентября 2016 года. Этим законом создаются условия для многократного использования проектной документации государственными и муниципальными заказчиками, что позволит субъектам РФ при проектировании беспрепятственно использовать уже апробированные и зарекомендовавшие себя проектные решения. До принятия законопроекта, несмотря на то, что проектная документация разрабатывалась на средства региона или муниципалитета, проектировщик имел право потребовать дополнительную плату за повторное использование проекта.

Также законом предусматривается создание единого государственного реестра, в который должны включаться систематизированные сведения обо всех заключениях экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе экономически эффективной проектной документации повторного использования.

Удмуртия – в лидерах

В ряде регионов России работа по внедрению новых технологий началась сразу же после того, как были определены требования к формату документов. В их число входит и Удмуртская Республика.

Возможность взаимодействия в электронном виде с АУ «Управление госэкспертизы» появилась в конце 2014 года, когда заявителям была предоставлена возможность подачи документов через «Личный кабинет заказчика» на сайте учреждения. В настоящее время в личный кабинет заявителя также можно войти через региональный портал госуслуг uslugi.udmurt.ru. В личном кабинете заявителем производится заполнение заказа-заявки в установленной форме и загрузка документации.

В 2016 году Главгосэкспертиза провела мониторинг готовности к переходу на проведение государственной экспертизы проектов в электронном виде. Его результаты руководство учреждения представило на серии семинаров-совещаний, посвященных внедрению системы, которые прошли во всех федеральных округах. Удмуртия была отмечена в числе 19 субъектов федерации, где выполнена большая часть подготовительных мероприятий. В ПФО, кстати, всего четыре таких региона.

Удобно для всех

«Переход на электронную форму взаимодействия, – отмечает руководитель АУ «Управление госэкспертизы» Светлана Семенова, – повышает скорость принятия решений, оптимизирует временные и финансовые затраты, создает удобные условия работы для заказчиков и экспертов, закладывает основы совершенствования государственной экспертизы и строительной отрасли и гарантирует прозрачность работы экспертных органов и организации контроля за их деятельностью. Кроме того, предоставление госуслуги в электронном виде стимулирует внедрение BIM технологий в государственный заказ. На текущий момент проводится опытная эксплуатация системы, выявляются подводные камни и технические сложности».

Среди несомненных достоинств нового порядка – возможность подачи заявления и документации в любое время и в любом месте 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Электронная форма предоставления услуги позволяет находиться в постоянном контакте с органами госэкспертизы, получать уведомления по электронной почте и контролировать все этапы проведения экспертизы в личном кабинете, а также сокращает расходы: дистанционная подача документов исключает затраты на распечатку документов, формирование пакетов и доставку их в учреждение.

Электронная форма проведения госэкспертизы в конечном итоге делает взаимодействие между проектировщиками и органами экспертизы более простым, оперативным и функциональным. С этим согласны все ведущие специалисты отрасли.

СУ № 8114: мы строим заводы>>>


Комментировать




Татьяна Чуракова: "Будущее Игринского района связано с развитием традиционных отраслей"

...

Владимир Шевяков: "Мы готовы воплощать самые сложные с архитектурно-инженерной точки зрения проекты"

...

Антон Кузнецов: "ИОМЗ – уникальный пример преданности производству"

...

Игорь Зарипов: "Продукция ООО «Увадрев-Холдинг» пользуется отличным спросом"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"