2016

Александр Соловьев: «Удмуртия работает над улучшением инвестиционного климата»

Создание благоприятных условий для инвесторов – это одна из важнейших задач, которые ставит пред главами регионов Президент России Владимир Путин. Глава Удмуртии Александр Соловьев в эксклюзивном интервью журналу «Деловой квадрат» рассказал о том, как идет этот процесс в республике, а также ответил на несколько вопросов, которые поднимали предприниматели на страницах нашего издания.

«ДК»: Александр Васильевич, в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата регионов России, который был представлен на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, Удмуртия поднялась сразу на 14 позиций – с 43-го места на 29-е. За счет чего удалось достичь такого результата?

А.С.: Не скрою, это была приятная новость. Особенно если учесть, что в основе Национального рейтинга – мнение бизнес-сообщества. И позиция каждого субъекта федерации напрямую зависит от того, как местные предприниматели оценивают условия для ведения бизнеса и инвестиций.

Думаю, подняться вверх нам помогла серьезная «работа над ошибками». По итогам рейтинга 2015 года мы разобрали многие «узкие места». Вместе с бизнесом наметили, как можно их «расшить». И многое получилось сделать. Например, за год существенно уменьшился период подключения к электросетям – со 117 дней до 71. Конечно, для этого пришлось как следует проработать многие вопросы на уровне государственных и муниципальных органов, договориться с энергетиками.

Удмуртия улучшила свои позиции и за счет таких показателей, как эффективность процедур по выдаче разрешения на строительство, среднее время регистрации юридических лиц, продолжительность постановки земельных участков на кадастровый учет и др. Так, срок получения разрешения на строительство сократился со 127 дней в 2015 году до 94 дней в 2016 году.

За последние 5 лет в экономику Удмуртской Республики инвестировано свыше 380 миллиардов рублей. Но нужно гораздо больше. Чтобы этого добиться, постараемся работать так же системно и планово, укрепим обратную связь с инвесторами и предпринимателями. Без их участия очень трудно принять правильное управленческое решение. Кроме того, мы активно изучаем опыт других регионов.

«ДК»: Что нужно сделать, чтобы в следующем году не только удержать позиции, но и подняться еще выше?

А.С.: Скачок Удмуртии в рейтинге говорит о том, что направление мы выбрали верное. Высокое положение региона – один из серьезных аргументов для инвесторов, в том числе иностранных, в пользу того, чтобы вкладывать деньги в нашу экономику. Теперь важно создать условия для дальнейшего роста.

Большие надежды связаны с внедрением в республике системы проектного управления. Эту идею регионам подсказало федеральное Агентство стратегических инициатив. Ее смысл в создании специальной структуры, призванной оперативно решать вопросы, которые возникают у предпринимателей в ходе реализации инвестиционных проектов. Считаю, что применение механизмов проектного управления позволит решить еще одну проблему – недостаток качественно «упакованных» проектов, у которых все в порядке с документацией, обоснованиями и т.д.

Еще одна актуальная задача – привлечение частных инвестиций в социальную сферу. Резервы здесь есть, особенно с учетом накопленного регионом опыта государственно-частного партнерства. Удмуртия по итогам 2015 года заняла 13-е место в рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП, улучшив свой предыдущий результат на две позиции. По состоянию на 1 февраля 2016 года в республике находилось в стадии реализации 52 проекта государственно-частного партнерства.

Важным является также более активное участие наших муниципальных образований в улучшении инвестклимата.

«ДК»: Удмуртия вошла в тройку победителей в конкурсе на право получения субсидий из федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий. Какие обязательства берет на себя республика? Какие проекты будут профинансированы из этих средств?

А.С.: Наш регион должен получить 55 миллионов рублей федеральных средств на развитие обрабатывающих производств. Этот пункт есть в соглашении, подписанном 14 июля между Министерством промышленности и торговли РФ и Правительством УР. Там же зафиксировано, что республика со своей стороны выделяет 40 миллионов рублей, и мы обязуемся обеспечить установленные показатели результативности использования субсидии. А это привлечение не менее 3 миллиардов рублей инвестиций и создание не менее 2900 рабочих мест.

Деньги будут направлены победителям региональных конкурсов на получение субсидий на реализацию инвестиционных проектов и внедрение систем и методов бережливого производства, реализацию программ повышения производительности труда. В их числе флагманы промышленности Удмуртии: Концерн «Калашников», Ижевский механический завод, Сарапульский электрогенераторный завод, Ижевский опытно-механический завод и другие.

«ДК»: Недавно республика снизила ставку налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов и стала первым регионом, воспользовавшимся этой возможностью для создания новых производств. Какие еще новые формы поддержки инвестиционной деятельности введены в этом году?

А.С.:
Сегодня в Удмуртии существуют все формы региональной поддержки, которые разрешены федеральным законодательством. Более того, как только на федеральном уровне появляются новые возможности, правительство республики старается их использовать. Здесь мы в определенной мере опережаем большинство регионов России.

В конце мая этого года были внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации. И уже в начале июня Министерство экономики Удмуртии совместно с Агентством инвестиционного развития подготовило проект республиканского закона, позволяющего активнее использовать налоговую планку. С его принятием в конце июня 2016 года налог на прибыль организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты, снижается до 10%. Кроме того, они получают полное освобождение от налога на имущество без всяких конкурсных процедур.

Закон вводит и ряд других новых форм государственной поддержки инвестиционной деятельности. Одна из них – предоставление инвесторам льготы по арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности Удмуртской Республики, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Такое право они получают при использовании этих участков для реализации региональных инвестиционных проектов.

Вторая форма предусматривает предоставление государственной поддержки в рамках специального инвестиционного контракта. Он может быть заключен между частным инвестором и субъектом федерации или муниципальным образованием. В соответствии с ним инвестор обязуется создать, модернизировать или освоить производство промышленной продукции. А регион применяет меры стимулирования, предусмотренные законодательством на момент заключения инвестиционного контракта. Но есть существенные условия заключения такого контракта. В частности, инвестор должен представить документы, подтверждающие вложение инвестиций в инвестиционный проект в размере не менее 750 миллионов рублей. И заключается специальный инвестиционный контракт на срок не более 10 лет. Основные его преимущества в четко прописанных долгосрочных условиях и гарантиях, предоставляемых инвестору государством.

Важно также, что ставка налога на прибыль для участников специальных инвестиционных контрактов, являющихся участниками региональных инвестиционных проектов, обнуляется на срок действия специального инвестиционного контракта в пределах до 2025 года.

«ДК»: Расскажите об инвестиционных проектах, которые реализуются в республике в настоящее время и запланированы на ближайшие годы. Каким отраслям уделяется особое внимание?

А.С.: Близится к завершению реализация крупнейшего инфраструктурного проекта – моста через реки Каму и Буй. Он строится на принципах государственно-частного партнерства. Почти 80% общей суммы в 14 миллиардов рублей составляют средства частного инвестора. Этот проект может стать толчком к развитию экономики всего Камбарского района, и не только его. Специалистами прорабатываются вопросы развития порта в Камбарке, а также использования мощностей бывшего Камбарского полигона по уничтожению химоружия для организации новых производств.

В энергетике мы активно внедряем газомоторное топливо. Правительство республики заключило соответствующее соглашение с дочерней компанией «Газпрома», которая является единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива в Российской Федерации. Вместе строим сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, которые удовлетворят потребности муниципального автотранспорта в газомоторном топливе. Реализация проекта позволит ограничить рост стоимости проезда, воздух в городах станет чище.
Кстати, финансовая поддержка из бюджета России в объеме 42 миллионов рублей помогла республике приобрести в 2015 году 10 автобусов и 8 единиц техники для ЖКХ, работающих на газе.

В промышленности развивается направление, связанное с частными промпарками. Реализация третьей очереди проекта «Индустриальный парк «Развитие» создаст дополнительно к имеющимся 600 рабочим местам еще 1400, а также привлечет в экономику 450 миллионов рублей.
Есть интересные проекты, связанные с глубокой переработкой древесины. Например, организация производства импортозамещающих тонких и сверхтонких древесноволокнистых плит в Глазове. Также существуют проекты, связанные с сельским хозяйством, в частности, строительством тепличных комплексов, выращиванием и переработкой льна.

«ДК»: Может ли инвестор рассчитывать на индивидуальный подход к его проекту?

А.С.: Безусловно, тут не может быть шаблона. Каждый инвестиционный проект рассматривается в индивидуальном порядке. В случае необходимости обсуждается возможность введения проектного управления, то есть содействия со стороны государства. Меры господдержки применимы при наличии нескольких факторов.

Во-первых, когда в ходе текущей деятельности нельзя достичь результатов в рамках заявленных требований. Во-вторых, если выполнение работ по инвестиционному проекту сталкивается со сложностями, требующими детального планирования и контроля либо межведомственного взаимодействия. В-третьих, в условиях ограниченности временных, материально-технических, трудовых ресурсов инициатора или инвестора. И, наконец, если реализация инвестиционного проекта принесет социальный, экономический и бюджетный эффект. В таких случаях проектная команда разрабатывает план реализации, «дорожную карту» и паспорт инвестпроекта, а также осуществляет его мониторинг и контроль.

«ДК»: Как отмечают многие предприниматели республики, «ахиллесовой пятой» Удмуртии является состояние дорог местного и регионального значения, в том числе тех, что связывают ее с соседними регионами. Бизнес вынужден нести издержки из-за трудностей с логистикой. Как решается эта проблема?


А.С.:
У дорожных бед давняя история, они копились не один год. Был серьезный недоремонт, а новые дороги вообще были «роскошью».
С 2014 года мы используем средства Дорожного фонда только по целевому назначению. В 2016 году благодаря федеральной поддержке Дорожный фонд Удмуртии составит уже больше 7 миллиардов рублей. Рост за два года – в полтора раза! Это уже совсем другие возможности.

За 2014-й, 2015-й и первое полугодие 2016 года в республике восстановлено и отремонтировано 750 км дорог федерального, регионального и местного значения. До конца года эта цифра еще увеличится. Введено в эксплуатацию 140 км новых дорог, в основном на селе. В этом году мы построим еще 73 км.

Новый мост через Каму облегчит коммуникации с соседними регионами, сократит расстояния. К тому же мы получим федеральные средства на подъездные пути к мостовой переправе. Первые суммы уже пошли на реконструкцию автодорог Ижевск – Сарапул и Костино – Камбарка. Прорабатываем также в рамках ГЧП проекты дорог Ижевск – Игра, восточного обхода города Ижевска.

Но не только автодороги надо развивать. В логистике может активнее участвовать и авиация. Нам удалось сдвинуть с 2018-го на 2017 год начало реконструкции аэропортового комплекса в городе Ижевске. Здесь нам помог и Президент России, к которому я обращался с письмом. Одним из аргументов было приближение векового юбилея Михаила Тимофеевича Калашникова. Его мы будем отмечать вместе со всей Россией в 2019 году. Думаю, будет немало гостей, в том числе из-за рубежа.

Так что тема инфраструктуры постоянно в поле зрения. Активно работаем по ней с федеральными ведомствами.

«ДК»: Бизнес достаточно высоко оценивает наше региональное инвестиционное законодательство. В то же время есть случаи, когда изменения в республиканских законах и новые законы входят в противоречие с его интересами. Например, чтобы построить новую ферму, нужно внести изменения в генплан поселения. Раньше это делалось на муниципальном уровне, а сейчас требуется постановление правительства, что значительно удлиняет цепочку согласований. Из-за этого усложняется процесс получения субсидий из республиканского бюджета на строительство новых ферм. В результате инвестиционный климат ухудшается. Прорабатываются ли проекты изменений в законодательстве на предмет выявления подобных конфликтов? Что делать, чтобы избежать этого в дальнейшем?

А.С.: Согласитесь, что идеальных схем в таких делах не бывает. Надо только вовремя увидеть шероховатости и устранить их. Этому и служит результативный диалог между властью и предпринимателями. С другой стороны, расходование бюджетных средств как формы поддержки инвестора должно быть всегда продуманным и эффективным. Думаю, наш бизнес с пониманием относится к такому подходу. И все вопросы мы будем решать в рабочем порядке, в интересах как конкретного инвестора, так и республики.

Что касается совершенствования законодательства, то, надо сказать, наше бизнес-сообщество достаточно активно участвует в обсуждении проектов правовых актов. За последние полтора года их было больше двухсот. Среди наиболее обсуждаемых было и положение о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике.

Что касается необходимости согласования изменений в генпланы поселений на уровне республики, а не так, как было раньше, на районном уровне, на то были свои причины. И корни их остаются. Но если на самом деле в случае с производственными объектами есть какое-то «торможение», поручу правительству разобраться.

Мы и впредь будем учитывать все конструктивные пожелания инвесторов в своей работе. Думаю, надо активнее информировать все бизнес-сообщество о деятельности органов власти Удмуртии по снижению административных барьеров и возможностях получения гос-поддержки. Только вместе мы сможем добиться тех результатов, на которые направлена наша инвестиционная политика, – обеспечить устойчивое развитие всех сфер экономики и социальной жизни Удмуртии, повышение качества жизни населения.

Сергей Савинов

Олег Шаврин. Идеи, закаленные временем>>>


Комментировать




Надежда Горяйнова: "Возможности, которые для развития ребенка дает Ижевская кадетская школа, поистине уникальны"

...

Александр Лапшин: "На Ижевском регионе ГЖД есть железнодорожники уже в четвертом поколении"

...

Елена Калашникова: «Папа был абсолютно советским человеком»

...

Константин Русинов: "Страхование – это постоянная работа с клиентом"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"