Селдон
2016

Лед тронулся? Возможно…

В марте 2016 годе в Москве прошел форум «Госзаказ – за честные закупки». Его участники обсудили вопросы расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам крупнейших заказчиков с государственным участием. Предполагается, что благодаря более активному привлечению малого бизнеса госкомпании смогут сэкономить сотни миллиардов рублей.

Берите у малых

В ноябре прошлого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил перечень из 35 крупнейших госкомпаний, чьи закупки подлежат госконтролю (в него, в частности, вошли «Газпром», «Почта России», «Ростелеком», «Аэрофлот», «АЛРОСА», «Роснефть» и РЖД). Все они обязаны не менее одной десятой своих закупок отдавать малому бизнесу (мониторинг осуществляет Корпорация МСП).

По состоянию на март 2016 года планируемый объем прямых закупок у субъектов МСП этими 35 заказчиками составил 207,7 млрд рублей. Лидерами по этому показателю являются: ОАО «РЖД» (32,8 млрд рублей), «ФСК «ЕЭС» (29,6 млрд рублей), «Рос-телеком» (23,1 млрд рублей), «Роснефть» (17,1 млрд рублей), концерн «Росэнерго-атом» (15,8 млрд рублей), «Газпром центр-ремонт» (10,5 млрд рублей), «Уралвагонзавод» (10,09 млрд рублей), «Почта России» (8,95 млрд рублей), «Газпром» (7,3 млрд рублей) и «АЛРОСА» (7,2 млрд рублей).

Существенные изменения наметились в переходе малых и средних компаний от предложения простых товаров, работ и услуг в сегмент поставщиков высокотехнологичной продукции.

В конце марта правительство утвердило перечень из 90 организаций, которые обязаны осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (в него вошли 12 крупнейших госзаказчиков, в частности, «Россети», «Росавтодор» и РЖД). Эти компании должны будут ежегодно увеличивать на 10% объем закупки такой продукции (в том числе на 5% должен возрастать объем закупки непосредственно у субъектов МСП).

В Корпорации МСП обещают ежегодное увеличение доли госзакупок у объектов МСП на 2-3%. «У нас есть четкие индикаторы, обозначенные Президентом РФ: нарастить к 2018 году объем госзакупок по линии МСП с 18 до 25%. Может быть и больше», – заявил глава госкорпорации Александр Браверман.

По его словам, в соответствии с законом о госзакупках годовой объем закупок у МСП, который должны выполнить компании с госучастием, оценивается в 1,7 трлн руб. (по данным мониторинга Минэкономразвития, совокупный объем закупок госкомпаний и госкорпораций в 2015 году вырос на 23%, перевалив за 23 трлн руб., что составляет более 30% ВВП страны). За короткий промежуток времени номенклатура закупок выросла с 8427 позиций до более чем 21 тыс. Дополнительной помощью для госкомпаний в поиске поставщиков станет реестр субъектов МСП (к ним относятся компании с численностью работников до 250 человек и оборотом до 2 млрд руб.), который должен заработать в августе 2016 года. За его ведение будет отвечать ФНС.

С появлением реестра у компаний в дополнение к электронным площадкам появится возможность направить прямое приглашение к участию в торгах квалифицированным поставщикам. При этом корпорация обещает, что перед выходом на тендеры и госзакупки поставщиков товаров и услуг ждет обязательная предквалификация и сертификация продукции.

«Компании боятся иметь дело с госкорпорациями, они не знают правил. Наша задача – объяснить им это, показать, что РЖД, «Рос-тех», «Росатом» и другие госкорпорации готовы к прозрачным процедурам закупки. Но только вы, малый и средний бизнес, дайте продукцию должного качества в нужные сроки и конкурируйте по цене», – отметил Браверман.

Передовики


25 марта 2016 года Корпорация МСП подписала соглашение о взаимодействии с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Один из основных блоков совместной работы – стимулирование расширения доли участия субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков с государственным участием.

«Без стимулирования малого и среднего бизнеса мы не сможем перейти от «антикризисного выживания» к экономическому развитию», – сказал президент РСПП Александр Шохин.

Степень готовности размещать госзаказы компаниям МСП разная. Например, у РЖД по итогам второго полугодия 2015 года общий объем закупок у субъектов МСП составил 78,9 млрд руб. Объем закупок, участниками которых могут быть исключительно субъекты МСП, составил 19,7 млрд (РЖД является вторым после «Роснефти» госзаказчиком – почти 3,4 трлн руб.). РЖД показывает положительную динамику увеличения объемов договоров, заключенных в электронной форме, – рост в 1,5 раза. Компания перевыполнила 5-процентную квоту правительства на заключение прямых контрактов с субъектами МСП и довела ее до 5,7%. В 2016 году в РЖД планируют, что объем закупок товаров и услуг у МСП составит 11,6% от общего объема закупок (против установленной правительством квоты в 10%).

По словам Бравермана, в 2015 году «Рос-атом», который развивает конкурентные закупочные процедуры уже шесть лет, закупил в сегменте МСП продукции на 82,1 млрд руб. Общий объем запланированных закупок организаций «Росатома» на 2016 год составляет 947 млрд руб., и предприятия МСП могут и должны претендовать на свою долю в этом пироге.

В «Росавтодоре» в 2015 году провели 144 конкурентные процедуры, из них 59 пришлось на прямые закупки у МСП. На 2016 год компания согласовала 3 млрд руб. по закупкам МСП. По словам замгендиректора «Россетей» Сергея Сергеева, в 2015 году доля прямых закупок компанией у субъектов МСП составила 13%.

Сбить цены

С учетом текущей экономической ситуации дополнительным источником финансирования может стать экономия на госзакупках. По данным Минэкономразвития, сейчас по 44-ФЗ («О контрактной системе») экономия составляет 7%, а по 223-ФЗ («О закупках отдельными видами юридических лиц») – порядка 1%. С учетом объема заказов (всего в 2015 году на официальном сайте было размещено свыше 1,4 млн извещений о закупке) экономия выходит довольно существенная. К примеру, в РЖД в 2015-м сэкономили 13,9 млрд руб. от суммы начальных (максимальных) цен договоров, выставленных на торги.

«Иметь дело с МСП реально выгодно для гос-компаний. У них и управленческие издержки ниже, и компании более гибкие, лучше адаптированы к рынку», – считает Браверман.

Совершенствование законодательства России в сфере госзакупок, в том числе перевод их в электронный вид, а также внедрение в среднесрочной перспективе системы аукционов по цене позволят сэкономить для бюджета в ближайшие два года до 1,5 трлн руб., докладывал на посвященном госзакупкам совещании у премьера глава ФАС Игорь Артемьев. «Мы надеемся, что в самое ближайшее время Государственная дума еще до ухода на каникулы и на выборы сможет принять эти три фундаментальных закона. А именно всеобщую электронизацию всех торгов, поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ», – говорил он. Второй этап после всего этого – проведение аукциона по цене, и не просто аукциона, а электронного аукциона. «Мы знаем по примерам еще нашей пятилетней практики, что в этом случае цена может упасть и на 20, и на 30%», – добавил глава ФАС.

Принудить к экономии

На том же совещании Дмитрий Медведев объявил, что система госзакупок в России состоялась. «Нам необходимо позитивные результаты, которые получены за последние годы, закрепить, но кое-где нужно скорректировать и ранее принятые решения. Очевидно, что одной из задач следующего этапа должно стать дальнейшее повышение прозрачности работы в сфере госзакупок», – сказал Медведев. В конце февраля президент Владимир Путин поручил Следственному комитету, МВД, Минэкономразвития, ФСБ, ФАС и Росфинмониторингу ужесточить меры, направленные на выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок.

В частности, правительство намерено ввести ограничительные меры, чтобы не допустить при госзакупках неоправданного использования конструкции единственного поставщика. «Есть ситуации, когда использование конструкции единственного поставщика не оправдано, как правило, оно обусловливается ведомственными интересами, а значит, интересами конкретных лиц», – сказал премьер. На форуме Артемьев призвал «вывести» 80% таких поставщиков.

Еще один тревожный сигнал – то, что при осуществлении закупок госкомпаниями среднее число подаваемых заявок на торги в прошлом году снизилось. «Ссылки на непростую ситуацию в экономике здесь не срабатывают, во всяком случае, до конца. При тех же условиях закупок государством как раз удалось добиться роста аналогичного показателя», – указал премьер. По словам министра открытого правительства Михаила Абызова, в конкурсных закупках свыше 500 млн руб. заявляются всего 1,3 участника. «Барьер для входа новых поставщиков крайне высокий», – предупредил он.

Конкурентность закупочных процедур в некоторых госкорпорациях, к примеру, в РЖД, находится на хорошем уровне. «Взаимодействие РЖД с открытым правительством, с экспертным советом при правительстве началось чуть больше двух лет назад, и за это время удалось достичь значительных успехов. В прошлом году среднее количество заявок на одну позицию в рамках 223-ФЗ составило 1,49-1,79, а у РЖД этот показатель был на уровне 2,1. Так что система закупочной деятельности РЖД должна стать примером для других компаний с государственным участием», – считает Абызов. Среди прочих отличников системы госзакупок он назвал «Росатом» (в 2013-2014 годах за счет реализации стандарта закупочной деятельности компания сэкономила 97 млрд руб.).

После принятия соответствующих поправок в законодательство, что может произойти уже в весеннюю сессию, «вольности менеджмента будут существенно ограничены», – пообещал замминистра экономического развития Евгений Елин.

«Под крылом» у госкорпорации


Планы по развитию рынка малого и среднего предпринимательства на 2016 год преду-сматривают несколько этапов. С 1 мая планируется обеспечить функционирование двухуровневой системы контроля за соблюдением доли закупки у субъектов МСП. С 1 декабря корпорация начнет проведение оценки соответствия проектов планов закупки инновационной и высокотехнологичной продукции. Также планируется проведение совместно с заказчиками, органами государственной власти субъектов федерации мероприятий по «довыращиванию» субъектов малого и среднего предпринимательства. До 2018 года планируется увеличение доли закупок крупнейшими заказчиками у малого и среднего предпринимательства с 18% в 2016 году до 25% в 2018 году (ежегодно на 2,3%).

Одной из важнейших задач Корпорации МСП является обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) доступными кредитными ресурсами.

Совместно с Минэкономразвития России и Банком России корпорация разработала программу стимулирования кредитования субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных отраслях, которая фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 50 млн руб. для субъектов малого бизнеса на уровне 11% годовых, для среднего – 10% годовых.

Кредитные организации, предоставляющие финансирование предпринимателям по программе, получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5% годовых, поэтому программа получила второе название «Шесть с половиной».

Первый кредит в рамках программы был предоставлен в конце 2015 года.

На начало 2016 года малому и среднему бизнесу было выдано порядка 3,5 тыс. гарантий и поручительств на сумму 19,2 млрд рублей при плановом количестве 2,7 тыс. гарантий. В 2016 году корпорация в рамках Национальной гарантийной системы (НГС) начнет работу по внедрению в 10 субъектах России единых требований к основным и поддерживающим процессам оказания гарантийной поддержки всеми участниками НГС, в том числе корпорацией МСП, региональными гарантийными организациями, МСП Банком. Предполагается, что за 2016 год гарантийная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства должна составить не менее 65 млрд рублей (корпорация МСП – 30 млрд рублей, МСП Банк – 12 млрд рублей, регионы – 23 млрд рублей).

Бизнес через навигатор

Помимо этого, планируется создание многофункциональных центров (МФЦ) для бизнеса в целях предоставления во всех субъектах России комплекса государственных и муниципальных услуг, государственной поддержки, консультационно-информационных и кредитных услуг. Проект должен быть реализован уже в 2017 году совместно с Минэкономразвития РФ.

Ведутся работы по созданию информационной системы «Бизнес-навигатор МСП». Сутью проекта является запуск интерактивной карты России, разбитой по регионам, где пользователь в форме «одного окна» может получить информацию обо всех видах федеральной, региональной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства. Также на ресурсе будет размещен каталог типовых бизнес-планов по 75 наиболее распространенным видам бизнеса. Всего планируется около 700 типовых бизнес-планов. С июля 2016 года навигатор охватит сначала 76 городов с населением больше 250 тыс. человек. В дальнейшем планируется добавить 169 городов с населением больше 100 тыс.

Навигатор будет работать следующим образом: выбираете регион, вид бизнеса, количество работников, и он указывает конкретное место, где можно, например, открыть кафе или прачечную, фитнес-клуб или автомастерскую. Навигатор сразу выдает готовый бизнес-план с расчетами, с параметрами по окупаемости. В перспективе могут быть добавлены еще несколько показателей: емкость рынка на выбранной территории, адреса обучающих центров для персонала, база данных по специалистам, размер ставок по кредитам в банках, размер госгарантии для этого вида бизнеса, арендные ставки, возможность льготной приватизации помещения.

«По нашим подсчетам, с помощью бизнес-навигатора смогут открыть свое дело 1,2 млн человек, – считает Александр Браверман. – Тех, кто честен и хочет вести бизнес, мы будем доращивать. А другие – это клиенты правоохранительных органов. Не наш сегмент. Если бизнес недобросовестный – это к прокуратуре. Если речь идет о честном бизнесе – это к нам. Мошенничать не надо! А добросовестным компаниям будет оказана поддержка. Обещаю».
Корпорация МСП

АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) создано Указом Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» путем переименования ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий».

Основными задачами Корпорации МСП являются:

1) оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам МСП;
2) привлечение денежных средств в целях поддержки субъектов МСП;
3) организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП;
4) организация мероприятий, направленных на увеличение госзаказчиками доли закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП;
5) осуществление оценки соответствия закупок у субъектов МСП товаров, работ, услуг требованиям законодательства РФ;
6) обеспечение информационного взаимодействия Корпорации МСП с органами государственной власти РФ в целях оказания поддержки субъектам МСП;
7) подготовка предложений о совершенствовании мер господдержки МСП.
Не все так просто

Сотрудничество с госкорпорациями – одна из множества возможностей для развития малого и среднего бизнеса. Ее использование станет более эффективным, когда будут отработаны все инструменты и механизмы. Об этом – комментарий генерального директора МФО УГФПМП Алексея Вьюгова.

«ДК»: Сколько предприятий МСП в Удмуртской Республике воспользовались возможностью сотрудничать с госкорпорациями?

А.В.: Мне кажется, малый бизнес не спешит участвовать в этой госпрограмме. Удмуртских предприятий, желающих сотрудничать с крупными корпорациями, среди наших заемщиков не много. Думаю, многие опасаются, что проект не будет работать. Корпорацией МСПбыли разработаны таблицы направлений, по которым госкомпании готовы осуществлять закупки у МСП, составлены реестры, но данные в них требуют постоянной актуализации. Зачастую там выставлены заказы, которые наши предприятия не могут выполнить в силу высоких затрат, – это миллионные объемы, требующие от поставщиков крупных вложений в высокотехнологичное оборудование, на что у малых предприятий, конечно же, нет средств. Кроме того, таблицы очень объемные, нужно заполнять все реквизиты. Возможно, некоторым предпринимателям не хочется тратить на это время.

«ДК»: Значит ли это, что государство не до конца продумало алгоритм поддержки МСП?

А.В.: Чтобы проект давал отдачу, работу необходимо вести по всем направлениям. Государство должно обновлять перечень госзакупок на специализированном ресурсе, пополнять базу данных новыми контрактами. Наши предприятия, в свою очередь, должны научиться действовать самостоятельно. У каждой госкорпорации есть свой сайт, через который можно обращаться напрямую, предлагать свою продукцию. Госкомпании нуждаются не только в высокотехнологичных услугах и продукции – они заключают договора на благоустройство, уборку помещений, поставку мебели, спецодежды и т.д. Если не удается наладить контакт, должна быть возможность заявить по факту, что не получилось и почему, чтобы разобрать ситуацию. Только тогда система заработает.

Иван Зайцев

Китай: миллиард возможностей>>>


Комментировать




Андрей Фефилов: "Для наших клиентов мы намного больше, чем просто поставщик питания"

...

Бахруз Гумбатов: "Я хочу сделать округ «Союзный» лучшим в городе"

...

Евгений Сибиряков: "Все достижения ООО "УАТ" – это заслуга исключительно всего коллектива"

...

Михаил Черемных: "Не зубрить, а мыслить – по такому принципу строится образовательный процесс в Гуманитарном лицее "

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"