2012

Дорожные деньги

Пожалуй, главное отличие принятого две недели назад закона о бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов – создание в структуре расходов Дорожного фонда Удмуртской Республики. Это самостоятельная статья закона, с исполнением которой связаны большие надежды на развитие дорожного строительства и ремонта дорог в республике. Правда, до сих пор не совсем ясно, когда именно фонд начнёт функционировать и удастся ли его наполнить запланированным объёмом средств.


Фонд в законе

Закон о Дорожном фонде Удмуртской Республики депутаты ГС УР приняли в сентябре текущего года, чему предшествовало множество консультаций и согласительных процедур. Надо сказать, что особую активность в этом деле проявили депутаты-«дорожники», просчитавшие всё по максимуму.

В результате с учётом поправок минимальный объём фонда сложился в сумме 4 млрд рублей. Деньги очень серьёзные, тем более если учесть, что весь предыдущий опыт формирования дорожных фондов в республике «ограничивался» цифрами от полутора до двух миллиардов рублей. 

Впрочем, и этого было достаточно для того, чтобы поддерживать дорожное хозяйство региона. Так, в 2000 году доходы фонда составили 1 млрд 459 млн рублей. На эти средства было построено 116 км новых дорог в асфальтовом исполнении и 17 мостов, отремонтировано 303 км дорог и 13 мостов.
 
В 2001 году примерно на те же деньги – 1 млрд 574 млн рублей – построено 119 км дорог и 16 мостов, 330 км дорог и 8 мостов отремонтировано. В последующие годы, после ликвидации дорожных фондов, наметилась явная тенденция к снижению объёма финансирования дорожной отрасли. Но и тогда, в 2006-м, в республике было построено всего 6 км дорог и 3 моста, отремонтировано 62 км дорог и 10 мостов, дальше – меньше. Начиная с 2007 года, вопросами дорожного строительства республика занималась, мягко говоря, не очень активно.

С 1 января 2012 года у всех, кто имеет отношение к дорогам и дорожному хозяйству, вновь затеплилась надежда на улучшение ситуации. Возрождённый Дорожный фонд УР станет составной частью республиканского бюджета. Как сообщила председатель Постоянной комиссии ГС УР по бюджету, налогам и финансам Софья Широбокова, фонд станет составной частью закона о республиканском бюджете, это будет отдельная смета, отдельное приложение по доходам и расходам, но в рамках бюджетного законодательства на очередной финансовый год. Текущее управление фондом будет осуществлять министерство транспорта и дорожного хозяйства в рамках постановлений и распоряжений правительства.

Ждём дотаций

В общей сложности размер дорожного фонда республики на 2012 год составляет 2 млрд 497,3 млн рублей (на 2013-2014 годы – 2 млрд 502 млн рублей). Разница между расходами 2012-го и 2011 года более 549 млн рублей, увеличение на 28,2%. Доля средств, выделяемых на дорожное хозяйство, в общем объёме расходов бюджета республики увеличится с 5,47 до 5,82%. Бюджет дорожного фонда сформирован из четырёх доходных источников и предусматривает расходы по семи направлениям. 

Итак, из чего же будет складываться дорожный фонд? 1 млрд 860,2 млн рублей – акциз на нефтепродукты; 597,5 млн рублей – транспортный налог; 2 млн 394 тыс. рублей – госпошлина за выдачу разрешения на движение по автодорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; 37 млн 201 тыс. рублей – доходы от эксплуатации и использования имущества автодорог, находящихся в собственности Удмуртии. 

Как видно, на данный момент никаких поступлений из федерального бюджета не предусмотрено, тогда как в текущем году Россия помогала Удмуртии, и не раз. Всего из федерального бюджета было получено 1 млрд 083 млн 223 тыс. рублей, из них на капремонт дорог в Ижевске – 474 млн 070 тыс. рублей и 609 153 тыс. рублей – на строительство и реконструкцию автодорог по ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

В каком объёме поступит помощь от федерации в будущем году, пока остаётся загадкой. Ни в парламенте республики, ни в правительстве региона сведений об этом нет, если не считать пристрастных разговоров на тему: Россия нам поможет. И скорее всего, действительно поможет, дело в другом: цена вопроса и сроки. 

На осенних слушаниях в Совфеде, где побывала Софья Широбокова, прозвучали осторожные заверения, что территориям будут выделяться дополнительные субсидии, для того чтобы погасить транспортные и сельскохозяйственные кредиты. Поэтому, исходя из финансирования текущего года, глава бюджетной комиссии регионального парламента выразила надежду на дотации из бюджета страны в сумме не менее 1,5 млрд рублей. Тем самым наполнение дорожного фонда республики к концу 2012 года может вырасти до заветных 4 млрд рублей без налоговой «обдираловки», предложенной некоторыми депутатами.
 

В 2012 году планируется отремонтировать 13,1 км дорог регионального и межмуниципального значения: Ольхово-Перевозное (Сарапул-Воткинск), мостовой переход река Люга (Кизнерский район), Верхняя Игра-Байтуганово (Граховский район), строительство восточного обхода.

Миллионные расходы

Наибольший объём бюджетных ассигнований в 2012 году планируется направить на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения – 1 млрд 142,6 млн рублей. Субсидии бюджетам муниципальных образований на содержание автомобильных дорог местного значения составят 60 млн рублей, в том числе на содержание автомобильных дорог, по которым проходят маршруты школьных автобусов, – 54,9 млн рублей.

На строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения власти Удмуртии планируют направить 185 млн 379 тыс. рублей, в том числе на погашение бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, – 135 млн 379 тыс. рублей. На приобретение дорожной техники и другого имущества, необходимого для содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог, заложено 50 миллионов. 

Вторая финансово ёмкая статья расходов – финансирование мероприятий РЦП «Развитие автомобильных дорог в Удмуртской Республике на 2010-2015 годы» с бюджетом 998,8 млн рублей. Сюда входит реализация концессионного соглашения по финансированию, строительству и эксплуатации на платной основе мостовых переходов через реку Кама и реку Буй у города Камбарка на автомобильной дороге Ижевск-Сарапул-Камбарка на границе Башкирии и Удмуртии – 197 млн 490 тыс. рублей. 

На содержание казённых учреждений, осуществляющих управление автомобильными дорогами, заложено 26 млн 932 тыс рублей. Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного и муниципального задания на оказание соответствующих работ составят 33, 6 млн рублей.

Предложения, прозвучавшие на отраслевых слушаниях, по отрасли дорожное хозяйство

1. Финансирование ремонта дворов и пешеходных дорожек.

2. Ремонт и строительство дорог.

3. Разработка проектно-сметной документации на сельские дороги (для того чтобы в 2013 году приступить к их строительству и реконструкции).

4. Восстановление дорог в городах (Ижевске и Воткинске).

Они будут реализовываться в течение 2012 года в пределах средств Дорожного фонда.

 

Вслед за республикой

«Свой» дорожный фонд будет создан в столице Удмуртии. На ноябрьской сессии за данное предложение проголосовали депутаты Городской думы Ижевска. Наполняться он будет из нескольких источников. 

Как сообщил начальник Управления по благоустройству Администрации г. Ижевска Михаил Тарасов, это доходы от эксплуатации и использования инфраструктуры автомобильных дорог, находящихся в собственности городских округов; денежные взыскания за правонарушения дорожного движения; возмещение вреда, причиняемого дорогам тяжеловозами; безвозмездные поступления в доход бюджета Ижевска, включая субсидии из бюджетной системы РФ, в том числе добровольные пожертвования и партийные проекты. Расходы дорожного фонда Ижевска планируются в размере 600 млн рублей. 

Механизмы финансирования

Сказать, что дорожные фонды станут панацеей от извечной российской беды всё-таки нельзя, полагают эксперты. По некоторым данным, в 2010 году потребность регионов в «дорожных» деньгах составляла более 900 млрд рублей, в то время как доходы федерального дорожного фонда были в три раза ниже. Недостаток средств есть и сейчас, и, по мнению министра транспорта и дорожного хозяйства УР Олега Гарина, это основная причина невысоких темпов строительства новых, реконструкции и ремонта старых автодорог.

Дорожная отрасль самая недофинансированная в России. Это приводит к сезонности работы дорожных организаций и, как следствие, нестабильным заработкам и утечке кадров. Кроме того, стареет и выходит из строя дорожная техника, а вопрос покупки новой опять же упирается в нехватку средств. В 2014-м ситуация ещё осложнится: акцизы на ГСМ тогда перестанут расти. 

По мнению экспертов, выход один – искать дополнительные механизмы и источники финансирования дорожной отрасли. Это позволит ввести практику долгосрочного планирования развития дорожной отрасли посредством разработки государственных программ, включая республиканские целевые программы, а также поспособствует созданию «подушек» финансовой безопасности – специализированных дорожных фондов, в том числе внебюджетных.
 


Марат Нагиев
 

Городская казна социальной направленности >>>


Комментировать




Надежда Горяйнова: "Возможности, которые для развития ребенка дает Ижевская кадетская школа, поистине уникальны"

...

Александр Лапшин: "На Ижевском регионе ГЖД есть железнодорожники уже в четвертом поколении"

...

Елена Калашникова: «Папа был абсолютно советским человеком»

...

Константин Русинов: "Страхование – это постоянная работа с клиентом"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"