2012

Бюджет общественного согласия

Главная особенность закона о республиканском бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, принятого на последней сессии Госсовета УР, состоит в том, что он разрабатывался в условиях современных политических реалий – на волне избирательной кампании депутатов Госдумы РФ, а значит, априори не мог остаться без внимания наиболее заинтересованных участников процесса – политиков. По аналогии с бюджетом федеральным проект основного финансового документа Удмуртии был вынесен на всенародное обсуждение и сформирован, что называется, всем миром. Как отмечают в минфине республики, это обеспечило прозрачность и доступность бюджетного процесса для самых широких слоёв населения и в известном смысле сняло массу вопросов.
Валерий Богатырёв, заместитель Председателя Правительства УР, министр финансов республики
Валерий Богатырёв, заместитель Председателя Правительства УР, министр финансов республики

Всем миром

– Участие общественности было крайне важным, поскольку бюджетная политика республики нацелена на исполнение действующих социальных обязательств перед населением региона, и нам необходимо было чётко и ясно представлять, какие проблемы больше всего волнуют жителей Удмуртии, – констатирует заместитель Председателя Правительства УР, министр финансов республики Валерий Богатырёв.

– Несмотря на то, что на протяжении многих лет республиканский бюджет носит явно выраженный социальный характер, мы не только внимательно изучили все предложения, поступившие от жителей республики в рамках проекта «Народный бюджет», но и учли наиболее актуальные из них при формировании проекта бюджета. Это был первый подобный опыт, и я думаю, что он удался. 

Проведение «народных» слушаний по бюджету стало действительно важным условием для улучшения качества жизни в регионе. Ведь людям на местах виднее, какие инициативы властей эффективны, а какие необходимо дорабатывать.

Всё учтено

В результате были существенно «доработаны» все социальные статьи расходной части бюджета. Так, по разделу «Социальная политика» увеличено бюджетное финансирование на улучшение жилищных условий многодетных семей, выделены средства на обустройство пандусов входных групп зданий Балезинского и Алнашского ЗАГСов. 1 млн рублей будет направлен на создание условий для приёма заявлений граждан на регистрацию брака в электронном виде.

По разделу «Образование» правительством республики учтены предложения по финансированию мероприятий по модернизации учебной базы, повышению доступности и качества образования, особенно в сельской местности, внедрению системы дистанционного образования. Работа в этих направлениях в республике ведётся, тем не менее дополнительные усилия будут не лишними. 

Ещё одно «народное» предложение – необходимость улучшения материально-технической базы детских загородных оздоровительных лагерей. На эти цели в рамках РЦП «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи на территории Удмуртской Республики» бюджетом предусмотрено свыше 20 млн рублей. Более того, по поручению президента Александра Волкова планируется предусмотреть средства на выполнение проектных работ по строительству нового корпуса на 280 мест на территории ДОЛ «Лесная страна».

В рамках проекта «Народный бюджет» планируется построить стрелковый тир, крытый каток, спортивный комплекс «Большой теннис», провести реконструкцию стадиона «Торпедо» в Ижевске, а здание бывшего кинотеатра «Аврора» передать под многофункциональный спортивный центр. 

Дополнительную материальную государственную поддержку получат учреждения культуры, предусмотрена возможность финансирования выездных мероприятий молодёжных творческих коллективов.

На 2012 год предусмотрены средства на повышение заработной платы всем работникам организаций бюджетной сферы на 6% с 1 октября.

Целый ряд предложений касался господдержки секторов экономики. По мнению населения, в частности в сфере АПК, особое внимание следует уделить развитию рыбохозяйственного комплекса, козоводству и птицеводству. Предложено разработать соответствующие подпрограммы к действующим РЦП. Отмечена необходимость выделения средств на модернизацию оборудования в рамках программы «Сохранение и создание рабочих мест для инвалидов в организациях Общероссийского общества слепых». 

Определены «народные» приоритеты и по капвложениям – в первую очередь средства должны быть направлены на строительство и ремонт детских дошкольных учреждений, чтобы увеличить количество мест в детских садах республики. (В 2012 году планируется ввести 639 мест.)
 

На фоне цифр

Общий объём доходов республиканского бюджета на 2012 год с учётом предложений по проекту «Народный бюджет» сложился в сумме 33 млрд 598 млн рублей, объём расходов составил 43 млрд 302 млн рублей. Основной финансовый документ республики в очередной раз носит явно выраженный социальный характер – с учётом межбюджетных трансфертов местным бюджетам удельный вес расходов социальной направленности составляет 72,4%. В проекте бюджета на 2013-2014 годы эта тенденция сохраняется.
 

– На этом фоне первая и основная задача, которая стоит перед руководством республики, – сохранить объём и качество бюджетных услуг, исполнить все социальные обязательства перед жителями республики, – говорит Валерий Богатырёв. – Иными словами, предстоит большая и ответственная работа всей вертикали власти республики. Необходимо провести масштабную инвентаризацию и оптимизацию бюджетных расходов, внедрить инновации, направленные на качественные и структурные преобразования бюджетной сферы. Другая важная задача – эффективное расходование бюджетных средств. В этом направлении проделана большая работа, достигнутые результаты необходимо закрепить.
 

В проекте бюджета Удмуртской Республики на 2012 год предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предназначенные для регионов, но пока они распределены лишь частично. Основная часть будет распределяться в процессе исполнения бюджета, а это значит, что в течение года предстоит серьёзная работа с федеральным центром по привлечению в бюджет Удмуртской Республики дополнительных финансовых средств.
 

Помощь «сверху»

В 2012 году местные бюджеты получат из республиканской казны межбюджетные трансферты на сумму более 16 млрд рублей. Финансовая помощь территориям будет предоставляться в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из фондов финансовой поддержки. Фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на 2012 год сложился в объёме 3,3 млрд рублей, Фонд финансовой поддержки поселений, являющихся городскими округами, – 53,5 млн рублей.
 

Ещё один вид межбюджетных трансфертов – это субвенции из Фонда компенсаций на реализацию переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. На сегодняшний день это 34 расходных полномочия, из них 28 – региональные и 6 – федеральные. Объём Фонда компенсаций на 2012 год превышает 10 млрд рублей, и это значительная часть бюджетных расходов – порядка 23%.
 

В виде межбюджетных трансфертов также будут предоставляться субсидии из Фонда софинансирования расходов УР. Это средства для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения. Объём Фонда софинансирования расходов – 2,1 млрд рублей.
 

Кроме того, местным бюджетам будут предоставляться иные межбюджетные трансферты, а именно, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, дотации для стимулирования развития муниципальных образований.
 

В помощь муниципальным образованиям из республиканского бюджета предоставляются кредиты на срок до 3-х лет для частичного покрытия дефицитов собственных бюджетов и покрытия временных кассовых разрывов, а также осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. На эти цели предусмотрено 225 млн рублей.
 

Местные власти не должны надеяться исключительно на поддержку республики, необходимо мобилизовать все усилия на исполнение доходных обязательств бюджетов территорий.

Залог стабильности

Однако, как отмечают в минфине, местные власти не должны надеяться исключительно на поддержку республики, необходимо мобилизовать все усилия на исполнение доходных обязательств бюджетов территорий, а также более ответственно подойти к вопросам эффективности расходов. Это приобретает особую актуальность на фоне предельно возможного размера дефицита республиканского бюджета. Его величина составляет 9,7 млрд рублей, или 14,7% доходов без учёта безвозмездных поступлений. Поэтому одна из стратегических задач – проведение взвешенной долговой политики, и решаться она должна консолидированно, то есть на условиях взаимной ответственности всех участников бюджетного процесса за взятые на себя расходные обязательства.
 

Министр финансов Валерий Богатырёв выразил уверенность, что в ходе совместной работы всех органов власти республики будут найдены верные и конструктивные решения, которые позволят обеспечить решение задач, определённых Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, сохранят социальную и экономическую стабильность в республике.
 


Ольга Яковлева
 

Дорожные деньги >>>


Комментировать




Надежда Горяйнова: "Возможности, которые для развития ребенка дает Ижевская кадетская школа, поистине уникальны"

...

Александр Лапшин: "На Ижевском регионе ГЖД есть железнодорожники уже в четвертом поколении"

...

Елена Калашникова: «Папа был абсолютно советским человеком»

...

Константин Русинов: "Страхование – это постоянная работа с клиентом"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Камский институт
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"