2012

Тревожное будущее евро

С момента своего появления евро стал символом успеха интеграционных процессов на европейском континенте, превратившись в денежное средство для более чем 320 млн человек. Однако в результате мирового кризиса ситуация в экономике стран Европейского Союза осложнилась настолько, что некоторые экономисты всерьёз обсуждают вопрос о выживании евро и возможности отказа от единой валюты.


Позитив

Использование единой валюты несколькими странами имеет как достоинства, так и недостатки, и в этом отношении введение евро не является исключением.

Наиболее очевидным преимуществом стало устранение рисков, связанных с изменением курсов обмена множества национальных европейских валют, что позволило расширить возможности для инвестирования и экспортно-импортных операций в пределах единой валютной зоны. А поскольку европейская экономика сильно зависит от внутриевропейских трансакций, достоинства этого эффекта трудно переоценить.

Переход на евро также позволил создать более устойчивые финансовые рынки с более низкими издержками для бизнеса. Национальные и корпоративные ценные бумаги, номинированные в евро, значительно более ликвидны и имеют более низкую процентную ставку, чем номинированные в прежней национальной валюте. Европейские компании получили больше выбора в отношении получения кредитов, не подвергая себя валютным рискам, что заставляет банки различных стран ЕС конкурировать между собой.

Кроме того, евро по праву превратился во вторую по использованию мировую резервную валюту и валюту международных расчётов. Частично унаследовав долю в платежах и накоплениях от немецкой марки, французского франка и других европейских валют, евро постоянно увеличивал своё присутствие на мировом рынке, вытесняя доллар США. 

Негатив

Тем не менее оказалось, что система еврозоны не способна эффективно противостоять мировым кризисным явлениям. Большинство экспертов сходятся во мнении, что первопричиной сложившейся ситуации является отсутствие общего органа, реализующего единую бюджетную, кредитную и налоговую политику. 

Сам по себе единый рынок открыл путь к конкуренции национальных законодательств, в том числе налоговых, за привлечение инвестиций и увеличение производства, продукцию которого можно свободно продать на всей территории ЕС. 

В результате торговый баланс (соотношение экспорта и импорта) на севере Европы (Германия, Голландия, Франция) стал ещё более профицитным, а в странах юга Европы – дефицитным. Если говорить прямо, отбросив политическую корректность, север продавал югу и сам давал ему в долг. 

В стандартном случае валюты менее конкурентоспособных экономик подверглись бы девальвации, но использование единой валюты исключило такую возможность. Правительства стран – членов еврозоны более не самостоятельны в распоряжении двумя ключевыми инструментами регулирования – процентной ставкой и обменным курсом.

В результате государственный дефицит и долговые обязательства ряда стран ЕС постепенно (или, в условиях кризиса, катастрофически быстро) росли, а их правительства предпочитали откладывать непопулярные меры в виде роста налогов или соответствующего сокращения социальных программ и бюджетных расходов. 

В валютный союз изначально вошли неравноценные по силе экономики, что предопределило возможность несоблюдения частью из них обязательств по обеспечению бюджетной и финансовой дисциплины (критериев конвергенции, или сближения, изложенных в Маастрихтском договоре). 

Первой с перспективой дефолта столкнулась Греция, чей государственный долг в I квартале 2010 года превысил 125% к ВВП (по итогам года – 147%), а дефицит бюджета – 12% к ВВП. Несколько месяцев дискуссий закончились решением о выделении Греции кредита ЕС и МВФ в размере 110 млрд евро. Однако этого оказалось недостаточно, и в текущем году Афины обратились с просьбой о дополнительной помощи. 

Следующей страной, получившей антикризисную помощь сообщества в 85 млрд евро в обмен на программу жёсткой экономии, стала Ирландия. Во время ирландского кризиса был впервые задействован Европейский фонд финансовой стабильности, созданный в мае 2010 года.

Схожие, но пока не столь острые трудности испытывают Португалия, Испания и Италия. И проблема состоит в том, что, допустим, Италия, третья по размеру экономика Европы, может оказаться слишком велика, чтобы её спасать.

В сложившейся ситуации многие специалисты, например, из Греции, рассматривают отказ страны от евро и возврат к драхме как наиболее эффективному средству для стимулирования своей экономики. Однако данное событие может повлечь цепную реакцию, что предельно хорошо понимают в других европейских столицах. 

В начале декабря президент Франции Николя Саркози в своём выступлении назвал евро гарантией мира на континенте и сравнил возможный взрыв евро с взрывом всей Европы. Несмотря на возможную переоценку опасности последствий, данный комментарий служит напоминанием о том, что риски, с которыми сталкивается в настоящее время Евросоюз, выходят далеко за рамки экономики.
 

В качестве расчётной валюты евро был представлен мировым финансовым рынкам в 1999 году, а с 1 января 2002 года были введены в обращение наличные банкноты и монеты.

Обращение евро управляется Европейским центральным банком (ЕЦБ), находящимся во Франкфурте, и Европейской системой центральных банков, которая состоит из центральных банков стран – членов еврозоны. Все члены Европейского Союза имеют право войти в еврозону, если они удовлетворяют определённым требованиям к кредитно-денежной политике, а для всех новых членов Европейского Союза обязательство рано или поздно перейти на евро является непременным условием вступления в ЕС.

Наличные евро заменили национальные валюты 17 из 27 стран Европейского Союза. На настоящий момент не являются членами еврозоны Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Чехия, Швеция.


Возможные решения

Евросоюз неоднократно пытался успокоить свои рынки, и проблема заключается не в нехватке вариантов решения проблем.

Во-первых, можно сделать Европейский центробанк (ЕЦБ) кредитором последней инстанции, т.е. позволить ему без всяких ограничений скупать долги проблемных государств.

Во-вторых, общая сумма обязательств может быть распределена через еврооблигации за счёт объединения долга еврозоны.

В-третьих, можно существенно увеличить Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФСС) и вплотную заняться оказанием помощи слабым экономикам.

Но каждое из этих решений влечёт политические и экономические последствия и потребует серьёзных уступок от других членов еврозоны.

Скупка долгов через ЕЦБ способна разогнать инфляцию, что неприемлемо для Германии. Выпуск еврооблигаций будет фактически означать ответственность менее расточительных и подверженных кризисам стран Северной Европы за более слабые экономики. Договорённость об увеличении размера Европейского фонда финансовой стабильности до 1 триллиона евро достигнута европейскими лидерами в октябре 2011 года, но чёткое представление об источниках его наполнения до сих пор отсутствует.

США увязли в своих бюджетных проблемах и при этом даже получают дивиденды от кризиса еврозоны: страна стала убежищем для международных инвесторов, что способствует уменьшению огромного дефицита счёта текущих операций. Канада отказалась вмешиваться, так как, по мнению её премьер-министра, страны Европы должны изыскать собственные средства для преодоления трудностей.

У Китая есть 3,2 триллиона долларов в золотовалютных резервах, но что побудит его вливать ресурсы в группу развитых стран, наслаждающихся высоким уровнем жизни? Любое политическое или иное предложение, на которое Китай может рассчитывать, помогая ЕС, не появится быстро или легко после простой встречи дипломатов. Другие страны БРИК также не спешат брать на себя какие-либо обязательства и ждут большей ясности.

Ряд мер предпринят ЕЦБ в рамках его полномочий. В частности, для обеспечения финансового сектора ликвидностью решено провести два тендера на предоставление банкам кредитов сроком на 3 года, а также смягчить залоговые требования по операциям рефинансирования.

Кроме того, в ноябре 2011 года ЕЦБ снизил базовую ставку с 1,25% до 1% (второй раз за месяц) в попытке усилить экономическую активность и снять напряжённость на финансовых рынках. Но этого, безусловно, недостаточно.

Преобладающее в ЕС мнение заключается в необходимости жёсткой финансовой дисциплины – бюджетный дефицит или государственный долг любой страны по отношению к ВВП не должен быть слишком большим.

5 декабря канцлер Германии Ангела Меркель и Президент Франции Николя Саркози завершили работу над планом выхода из европейского долгового кризиса.

План «Меркози», как его окрестили журналисты, состоял в предложении всем странам Евросоюза подписать соглашения, которые юридически (через ответственность в Европейском суде) закрепляли бы обязанность вести согласованную налоговую и бюджетную политику.

В качестве одной из обнародованных обязанностей указывалась необходимость дефицита бюджета страны не более чем в 0,5% ВВП, если её госдолг выше 60% ВВП. При этом такие обязательства предлагалось закрепить как в базовом договоре ЕС, так и в национальных законодательствах. Контроль за национальными бюджетами предполагается возложить на специальный европейский орган, а к нарушителям бюджетной дисциплины применять автоматические санкции.

Саммит Евросоюза, прошедший 8-9 декабря, принял решение о том, что вышеуказанное налогово-фискальное соглашение будет принято, но не затронет базового договора ЕС. Евросоюз, таким образом, остаётся единым и одновременно делится: соглашения будут касаться зоны евро и ещё пяти стран ЕС (Польши, Латвии, Литвы, Румынии и Болгарии). Великобритания, Швеция, Венгрия и Чехия зафиксировали отказ от присоединения к еврозоне. Саммит «стран еврозоны» должен состояться в ближайшее время, чтобы закрепить достигнутые договорённости и одновременно узаконить новый раскол в Европе.
 

Основные критерии конвергенции по Маастрихтскому договору:

– уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трёх государств с наименьшим уровнем более чем на 1,5%;

– долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трёх государств с наименьшим уровнем инфляции;

– национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой;

– дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;

– государственный долг – не выше 60% от ВВП.



Что будет, если...

Если предпринятые меры потерпят неудачу, Европе придётся пережить масштабные и болезненные преобразования. При превышении доходности по долгам уровня в 10% дефолт сначала объявит Италия, затем Испания. За ними могут последовать Франция и даже Германия, банки которых связаны задолженностью южных стран. Единый рынок всё равно сохранится, но само существование евро окажется под угрозой. 

Если страны Южной Европы покинут еврозону, они смогут вернуть конкурентоспособность благодаря обесцениванию собственных национальных валют. Но такие валюты будут обладать низкой ликвидностью, рост цен на импорт приведёт к сильной инфляции, а банковская система серьёзно пострадает.

Соответственно, ни одна страна не думает всерьёз о выходе из ЕС, и для спасения евро все возможные способы будут предприниматься до последнего. 

России также есть что терять в связи с проблемами в Евросоюзе, особенно если континент скатится к рецессии. ЕС – крупнейший торговый партнёр России, а нефть и газ составляют две трети экспорта в этом направлении. Цены на сырьё будут неизбежно снижаться, если спрос упадет. 

Таким образом, Евросоюзу нужно нечто большее, чем углубление экономической интеграции. Подлинная интеграция должна состояться на политическом уровне. Рынки находятся в нестабильном состоянии, потому что страны еврозоны никак не могут перешагнуть за рамки полумер. 

Хотя всегда необходимо помнить, что после каждого кризиса появляется объяснение, которое опровергается следующим кризисом.
 


Андрей Барышников
 

Предвыборный лоск бюджета 2012 >>>


Комментировать




Андрей Безруков: "Сейчас мы имеем дело с «больной империей»"

...

Олег Гринько: «Я меняюcь, и страна начинает меняться с меня»

...

Тамара Казанская: "Под запрет на продажу могут попасть около 70% земельных участков в Удмуртии"

...

Виктор Уланов: «Начинать надо с возврата доверия граждан»

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"