Селдон
2011

Реформа ЖКХ: одна на всех

Несколько лет назад жилищно-коммунальное хозяйство России ассоциировалось с «черной дырой», в которой безвозвратно тонули миллиарды рублей и растворялись надежды россиян на нормальные условия жизнеобеспечения. В этом не было ничего удивительного, поскольку ЖКХ никогда не рассматривалось сквозь призму макроэкономических стратегий, оставаясь своего рода недоотраслью экономики, неконкурентоспособной и непривлекательной для инвестиционных вложений. Теперь это звучит, по меньшей мере, странно.

Отвечая на вопросы «Делового квадрата», глава Минрегионразвития РФ Виктор Басаргин отметил, что сегодняшняя система ЖХК воспринимается уже не только как полноценная составляющая экономической системы государства, но и как хорошая площадка для реализации перспективных бизнес-проектов.

Виктор Басаргин, глава Минрегионразвития РФ
Виктор Басаргин, глава Минрегионразвития РФ

«ДК»: Виктор Федорович, как вы оцениваете текущее состояние ЖКХ России?

В.Б.: Наверное, уместнее было бы говорить не о моих оценках, а о реальном положении дел в сфере ЖКХ, и здесь я не могу не отметить очевидного: состояние коммунальной инфраструктуры у всех нас вызывает очень серьезную озабоченность. По экспертным оценкам, свой нормативный срок отслужили более 60% основных фондов коммунального хозяйства, в капитальном ремонте нуждаются до 40% жилых домов, что прямо влияет на рост эксплуатационных расходов и перерасход коммунальных ресурсов. Это очень серьезные цифры, и если проблемой не заниматься вплотную, то через 5-7 лет произойдет катастрофа. Поэтому необходимо активизировать усилия, которые мы до сих пор предпринимали в рамках реформирования ЖКХ, нужно искать деньги на это, самые разные – не только федеральные и региональные. Надо «подтягивать» бизнес, стимулировать собственников жилья. Напомню, что в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса граждане сами определяются со способом управления многоквартирным домом. И на сегодня в России больше 80% людей уже сделали свой выбор. При этом часть населения выбрала непосредственное управление – это приблизительно треть собственников, а часть – управляющую организацию, это более 40%. У таких схем есть свои преимущества и недостатки, но важно, что они работают, а значит, по мере приобретения опыта будут совершенствоваться, отшлифовываться.
 

«ДК»: В чем вы видите главные проблемы отрасли?


В.Б.: Анализируя ситуацию в ЖКХ, специалисты министерства вывели формулу, по которой в ближайшее время должна происходить реформа жилищно-коммунального комплекса, – это модернизация отрасли при сохранении управляемости динамики совокупного платежа граждан. Это две принципиальные вещи. Естественно, самый сложный – вопрос финансирования всего процесса. Как я уже сказал, износ основных фондов ЖКХ более 60%, и только на доведение их до нормативного состояния требуется более 6 трлн рублей.

Сегодня у государства таких средств нет, достаточно сказать, что расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на ЖКХ в прошлом году составляли всего 860 миллиардов – говорить о государственном финансировании в полном объеме бессмысленно. Поэтому главная задача, которую сегодня необходимо решить, – это привлечение частных инвестиций, включая средства населения. Задача же государства, кроме софинансирования всех этих программ, – разработать такие методы и модели и создать такие условия, при которых частные инвесторы захотят инвестировать в отрасль.

В настоящее время практически решены вопросы тарифного и концессионного законодательства. Заканчивается разработка Министерством регионального развития методик по установлению долгосрочных тарифов, разработке инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и возврату инвестиций на вложенный капитал. Но в этой ситуации должны быть изменения и в смежных отраслях. Например, в энергетике только переход на долгосрочные договоры поставки топлива и электроэнергии открывает возможность для активного привлечения инвестиций.

Вместе с тем никакие системы финансирования не смогут заработать, если мы в ближайшее время не поднимем управляемость в жилищно-коммунальном комплексе. Сегодня 46% граждан признают неудовлетворительной работу управляющих компаний. При годовом обороте в ЖКХ трех триллионов рублей у многих возникает соблазн «прокрутить» деньги в своих интересах, многие управляющие компании так и делают. Это совершенно недопустимо и будет пресекаться.

 

«ДК»: Можно ли на уровне государства контролировать деятельность управляющих компаний?

В.Б.: Это необходимо делать, поскольку серьезной проблемой, препятствующей модернизации отрасли, является ее непрозрачность. Первым шагом в данном направлении стало утверждение порядка раскрытия информации управляющими компаниями. Отменен приказ министерства по установлению требований к управляющим компаниям и отчетности перед уполномоченными органами, определяемыми субъектами Российской Федерации. Следующий шаг – принятие соответствующего закона.

На повышение открытости направлена работа по формированию единых муниципальных баз данных, которые должны стать составной частью системы «электронного правительства». Запуск таких баз позволит впервые создать реальный баланс потребления коммунальных ресурсов. Каждый потребитель сможет посмотреть свой индивидуальный расход, оптимизировать уровень потребления и платежа. И такие проекты сегодня реализуются в ряде наших регионов.
 

Также назрела необходимость введения новой архитектуры самого платежа. Она должна теоретически исключать возможность несанкционированной задержки или воровства денег недобросовестной управляющей компанией. Если раньше для формирования платежа требовалось до шести биллинговых систем, то по новой методике все они будут объединены на уровне муниципалитета. Для этого используется система электронных финансовых лицевых счетов. Денежные средства, попадая на такой счет, автоматически расщепляются и направляются на счета ресурсоснабжающих организаций. На счет управляющей компании попадают средства только на оплату ее услуг. Система позволяет сконцентрировать информацию о проведенных платежах, повысить их собираемость, надежность и защиту персональных данных.

Мы такую программу разработали и готовы ее предложить для работы нашим муниципальным образованиям. Считаем, что это выход из системы манипуляции финансовыми ресурсами, которые сегодня работают в системе ЖКХ.
 

«ДК»: Виктор Федорович, население целого ряда российских регионов обеспокоено постоянным ростом тарифов в сфере ЖКХ. Когда будет достигнут «потолок»?


В.Б.: Рост тарифов – это экономическая закономерность, другое дело, что цифры не должны зашкаливать. Для этого региональные власти обязаны строго следить и контролировать тарифы ЖКХ, не допускать их увеличения выше установленного предела. Ни в одном регионе платежи для граждан не должны увеличиться более чем на 15%. Исходя из этого, в текущем году мы ожидаем, что в среднем по стране предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги составит 13-14%. Там, где произойдет завышение, будем разбираться. Необоснованный рост платежей граждан за услуги ЖКХ должен быть исключен полностью. Это требование президента страны.
 

«ДК»: Будет ли передано на уровень субъектов федерации право устанавливать тарифы на услуги ЖКХ для муниципалитетов. В чем суть данных инициатив?
 

В.Б.: В настоящее время Минрегионом совместно с Федеральной службой по тарифам уже принят законопроект 93-237 2010 г., предусматривающий передачу полномочий органов местного самоуправления по установлению нормативов потребления коммунальных услуг на уровень субъектов. Он призван обеспечить единообразие в подходах к определению нормативов потребления коммунальных услуг на территории субъектов Российской Федерации. Проведенный в последнее время в связи с необоснованным повышением платежей граждан анализ показал, что основные проблемы в области тарифного регулирования существуют на муниципальном уровне и вызваны они, в первую очередь, низким уровнем квалификации. Кроме того, у муниципальных органов присутствует конфликт интересов, связанный с тем, что они одновременно владеют, управляют и осуществляют регулирование деятельности объектов коммунальной инфраструктуры. В этой связи подготовлены также изменения в закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
 

«ДК»: Как выглядят главные результаты проводимой в России реформы ЖКХ?


В.Б.: Во-первых, удалось повысить устойчивость функционирования отрасли, ощутимого снижения аварийности. Во-вторых, коренным образом изменилась система управления жилищным фондом. С начала 2009 года обобщенный показатель, характеризующий развитие инициативы собственников жилья, демонополизацию обслуживания жилищного фонда, расширение деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг, организацию частной формы собственности, вырос на 27%. В-третьих, появились новые направления поддержки отрасли государством, и эффект от этих действий почувствовали многие из вас. Нам удалось обеспечить занятость более 350 тыс. человек. Помимо финансирования программы капремонта, правительством выделялись средства на обновление в регионах автотранспортной техники, в том числе коммунальной.

В условиях жесткой экономии бюджетных средств основной акцент делается на энерго- и ресурсосбережение. Отмечается расширение применения в отрасли современных материалов и технологий. Также существенно удалось продвинуться по пути формирования рыночных условий, снижения административного присутствия, развития конкуренции в целях оптимизации, качества обслуживания и его цены. Но без общего вектора действий государства, предприятий и работников отрасли реформа ЖКХ не может быть успешной. И это должен понимать и помнить каждый.


 

Ольга Иртегова

 

Лидеры федерального масштаба > > >



Комментировать




Владимир Музлов: "У нас работают лучшие в Удмуртии специалисты в области офтальмологии"

...

Тамара Казанская: "С начала года к специалистам кадастровой палаты за помощью обратились уже 427 человек"

...

Вячеслав Максимов: "Про нас даже говорят, что в Удмуртии работают настоящие кудесники"

...

Елена Садовникова: "Наши услуги очень востребованы в Глазове и в районах северного куста"

...

Яндекс.Метрика
www.izhevskinfo.ru
Купол
Полиграф
Пресс-Тайм
Управление Госэкспертизы
Разработка сайта - "Мифорс" / Дизайн-студия "Мухина"